12 советов по оптимизации работы склада

Склад является важным звеном в общей системе логистики. При этом слаженность работы на складе напрямую влияет и на производительность системы в целом (в рамках производства), и на доверие клиентов, как к надежному поставщику (склад готовой продукции).

Приведем простой пример. Нехватка нужного материала или заготовки на складе привела к простою всей производственной линии, в результате компания понесла огромные убытки. Другой пример – заказчик обратился в компанию, чтобы приобрести продукцию N, менеджер по продажам проверил данные о товаре в информационной системе, убедился в его наличии, и пригласил клиента для оформления сделки. Заказчик добирался до компании 40 минут, оплатил товар, но, прибыв на склад для его получения узнал, что продукции N на складе нет. Данные в системе управления складом компании не соответствовали реальным (фактическим) остаткам.

Давайте посмотрим, с какими основными причинами возникновения проблем мы сталкиваемся при работе на складе.

Основные причины возникновения проблем:

  1. Несоответствие фактических остатков учетным данным (недостача, пересортица, излишек).
  2. Большая доля брака продукции, образующегося при складировании.
  3. Большие затраты времени на различные технологические операции (приемка, размещение, отпуск товара).
  4. Неравномерность загруженности работой склада (в течении дня, месяца).
  5. Проблемы с персоналом (текучесть кадров, низкая трудовая дисциплина и пр.).
  6. Неэффективное либо недостаточное использование имеющихся складских площадей.
  7. Длительное оформление сопроводительных документов.

Что же делать, чтобы склад был эффективен, и его работа соответствовала целям компании?

12 советов по оптимизации работы склада

  1. Каждый сотрудник должен знать цену ненадлежащего управления запасами

Как поступит ваш работник, увидев на полу брошенную посреди прохода деталь – поднимет и положит ее на место или сделает вид, что ничего не заметил и пройдет мимо? Или отшвырнет ногой с прохода?

Не только вы, но и каждый работник должен понимать, что стоимость утраченной продукции / прибыль до уплаты налогов % = выручка от продаж, необходимая для возмещения стоимости утраченной продукции.

Например, в ходе подбора заказа работник склада повредил продукцию стоимостью 500 рублей. Каков оказался ущерб для компании, 500 рублей или больше?

Эту информацию необходимо доносить до каждого работника склада.

Стоимость утраченной продукции складывается также из:

  1. Утерянных или украденных товаров.
  2. Сломанной или поврежденной продукции.
  3. Изношенных изделий.
  4. Остатков, размеры которых не позволяют продать их или использовать («товар-сирота»).

2. Защититесь от краж со склада. Как защититься от краж со склада?

  • Ограничьте доступ на склад(на склад имеют доступ только те, кто занимается приемкой, размещением, сортировкой и упаковкой продукции).
  • Внедрите систему записи о выносе продукции.
  • Постарайтесь отвадить воров от торгового зала(правильное размещение стеллажей, установка выпуклых зеркал и камер слежения).
  • Тестируйте систему защиты от выноса товара.
  • Следите и строго контролируйте процессы приёмки и отгрузки товара.
  • Проверяйте работников на наркозависимость.
  • Достойно оплачивайте труд работников(производительность, мотивация, прямая зависимость между работой и оплатой).
  • Если кто-то попался на воровстве, увольняйте его.

3. Планировка склада должна быть эффективна и ориентирована на логистику. Внедрите систему 5С на складе(высвобождение проездов/проходов складов, организация рабочего пространства).

  • Проведите оптимизацию расположения и применения стеллажного оборудования (рассмотреть обеспечение складов эффективными многофункциональными стеллажами).
  • Определите расположение складских площадей максимально ближе к потребителям (в рамках предприятия ближе к производственным мощностям).
  • Необходимо выстроить материальные потоки на складе(нанесение маркировок движения, устранить перекрещение потоков, внедрение визуализации).

Сейчас мы рассмотрели первые три пункта, на которые необходимо обратить внимание при оптимизации работы на складе в первую очередь. Что еще можно сделать?

4. Отправьте на приемку товара лучших работников (это позволит осуществлять быструю и безошибочную приемку товара).

5. Утвердите товарную номенклатуру для каждого склада (четкий учет товара и планирование закупок).

6. Используйте ранжирование товара по числу обращений (АВС-анализ) – позволяет значительно сократить время подбора заказа.

7. Внедрите адресное хранение на складе – до 50 %сокращает время необходимое работнику склада на подбор заказа.

8. Регистрируйте все выходящие со склада материалы (минимизирует пропажу продукции, увеличивает точность данных в системе управления складом).

9. Оптимизируйте входящие и исходящие потоки (быстрая и безошибочная выгрузка товара и его погрузка).

10. Своевременно проводите инвентаризацию товара (физическая инвентаризация – 1 раз в год и периодическая «скользящая» инвентаризация).

11. Ставьте правильные цели вашим закупщикам и кладовщикам (Показатели эффективности процесса работы склада должны быть определены и постоянно использоваться на практике, необходимо постоянно работать над повышением оборачиваемости товара).

12. Стандартизируйте процессы (унификация всех процессов на складе, сокращение ошибок, использование лучших практик).

В ваших руках есть несколько инструментов по повышению эффективности работы склада. С чего начать? Мы рекомендуем начать с обучения ваших сотрудников основным принципам и базовым инструментам Бережливого производства, а затем сплоченной командной системно работать над оптимизацией работы склада.