Склад является важным звеном в общей системе логистики. При этом слаженность работы на складе напрямую влияет и на производительность системы в целом (в рамках производства), и на доверие клиентов, как к надежному поставщику (склад готовой продукции).
Приведем простой пример. Нехватка нужного материала или заготовки на складе привела к простою всей производственной линии, в результате компания понесла огромные убытки. Другой пример – заказчик обратился в компанию, чтобы приобрести продукцию N, менеджер по продажам проверил данные о товаре в информационной системе, убедился в его наличии и пригласил клиента для оформления сделки. Заказчик добирался до компании 40 минут, оплатил товар, но, прибыв на склад для его получения, узнал, что продукции N на складе нет. Данные в системе управления складом компании не соответствовали реальным (фактическим) остаткам.
Давайте разберем основные причины возникновения проблем в работе склада.
Основные причины возникновения проблем:
- Несоответствие фактических остатков учетным данным (недостача, пересортица, излишек).
- Большая доля брака продукции, образующегося при складировании.
- Большие затраты времени на различные технологические операции (приемка, размещение, отпуск товара).
- Неравномерность загруженности работы склада (в течение дня, месяца).
- Проблемы с персоналом (текучесть кадров, низкая трудовая дисциплина и пр.).
- Неэффективное либо недостаточное использование имеющихся складских площадей.
- Длительное оформление сопроводительных документов.
Что же делать, чтобы склад был эффективен, а его работа соответствовала целям компании?
Анализ хронометража работы на складе поможет Вам собрать информацию для решения текущих ограничений.
12 советов по оптимизации работы склада
- Каждый сотрудник должен знать цену ненадлежащего управления запасами
Как поступит ваш работник, увидев на полу брошенную посреди прохода деталь, – поднимет и положит ее на место или сделает вид, что ничего не заметил и пройдет мимо? Или отшвырнет ногой с прохода?
Не только вы, но и каждый работник должен понимать, что стоимость утраченной продукции / прибыль до уплаты налогов % = выручка от продаж, необходимая для возмещения стоимости утраченной продукции.
Например, в ходе подбора заказа работник склада повредил продукцию стоимостью 500 рублей. Каков оказался ущерб для компании: 500 рублей или больше?
Эту информацию необходимо доносить до каждого работника склада.
Стоимость утраченной продукции складывается также из:
- Утерянных или украденных товаров.
- Сломанной или поврежденной продукции.
- Изношенных изделий.
- Остатков, размеры которых не позволяют продать их или использовать («товар-сирота»).
2. Защититесь от краж со склада. Как защититься от краж со склада?
- Ограничьте доступ на склад (на склад имеют доступ только те, кто занимается приемкой, размещением, сортировкой и упаковкой продукции).
- Внедрите систему записи о выносе продукции.
- Постарайтесь отвадить воров от торгового зала (правильное размещение стеллажей, установка выпуклых зеркал и камер слежения).
- Тестируйте систему защиты от выноса товара.
- Следите и строго контролируйте процессы приёмки и отгрузки товара.
- Проверяйте работников на наркозависимость.
- Достойно оплачивайте труд работников (учитывайте производительность, управляйте мотивацией сотрудника).
- Если кто-то попался на воровстве, увольняйте его.
3. Планировка склада должна быть эффективна и ориентирована на логистику.
- Внедрите систему 5С на складе (освободите проезды/проходы складов, организуйте рабочее пространства).
- Проведите оптимизацию расположения и применения стеллажного оборудования (рассмотреть обеспечение складов эффективными многофункциональными стеллажами).
- Определите расположение складских площадей максимально ближе к потребителям (в рамках предприятия ближе к производственным мощностям).
- Необходимо выстроить материальные потоки на складе(нанесение маркировок движения, устранить перекрещение потоков, внедрение визуализации).
Сейчас мы рассмотрели первые три пункта, на которые необходимо обратить внимание при оптимизации работы на складе в первую очередь. Что еще можно сделать?
4. Отправьте на приемку товара лучших работников (это позволит осуществлять быструю и безошибочную приемку товара).
5. Утвердите товарную номенклатуру для каждого склада (четкий учет товара и планирование закупок).
6. Используйте ранжирование товара по числу обращений (АВС-анализ). Он позволяет значительно сократить время подбора заказа.
7. Внедрите адресное хранение на складе – до 50 % сокращает время, необходимое работнику склада на подбор заказа.
8. Регистрируйте все выходящие со склада материалы (минимизирует пропажу продукции, увеличивает точность данных в системе управления складом).
9. Оптимизируйте входящие и исходящие потоки (быстрая и безошибочная выгрузка товара и его погрузка).
10. Своевременно проводите инвентаризацию товара (физическая инвентаризация – 1 раз в год и периодическая «скользящая» инвентаризация).
11. Ставьте правильные цели вашим закупщикам и кладовщикам (показатели эффективности процесса работы склада должны быть определены и постоянно использоваться на практике, необходимо постоянно работать над повышением оборачиваемости товара).
12. Стандартизируйте процессы (унификация всех процессов на складе, сокращение ошибок, использование лучших практик).
В ваших руках есть несколько инструментов по повышению эффективности работы склада. С чего начать? Мы рекомендуем начать с обучения ваших сотрудников основным принципам и базовым инструментам Бережливого производства, а затем сплоченной командной системно работать над оптимизацией работы склада.