- КлиентПроизводство молока и молочной продукции
- Сфера деятельностиОбрабатывающие производства
- РегионРеспублика Крым
- Цель проектаОптимизация процесса производства кефира
Результат
Процессы:
- Время протекания процесса уменьшилось на 22%.
- Выработка на одного сотрудника увеличилась на 14,9%.
- Уровень незавершенного производства сократился на 34%.
- Уровень брака снизился на 54%.
Система:
- Дерево целей в соответствии со структурой управления предприятия охватило 14 должностей и 38 натуральных и стоимостных показателей.
- В подразделениях организованы информационные центры.
- Сформирована система подачи предложений.
- Создан проектный офис.
Культура:
- Из рабочей группы отобраны и подготовлены 3 внутренних тренера, которые в ходе проекта обучили сотрудников предприятия инструментам повышения операционной эффективности.
Реализация проекта на предприятии проходила в рамках национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Проект был реализован командой «Лин Вектор» совместно с рабочей группой предприятия-участника национальной программы и Региональным центром компетенций (РЦК) Республики Крым.
Первый этап проекта – декомпозиция целей, формирование ключевых показателей эффективности и создание инфоцентров.
После установочной встречи и первичной диагностики разработано дерево целей предприятия на 14 должностей и 38 натуральных и стоимостных показателей. Определены ключевые показатели эффективности (КПЭ) для всех должностей — от уровня рядовых сотрудников, до начальников цехов. Генеральный директор предприятия совместно с консультантами «Лин Вектор» вовлек в процесс построения дерева целей своих прямых подчиненных, провел стратегическую сессию по структурированию деятельности предприятия и выработке КПЭ.
В подразделениях организованы информационные центры. Информационный центр на производстве обеспечивает управление всеми бизнес-процессами компании. Наличие информационного центра это:
- Постоянное обеспечение эффективности процессов за счет выявления и устранения потерь;
- Достижение должного состояния процессов по показателям: безопасность, качество, исполнение заказа, затраты, корпоративная культура, вовлеченность персонала;
- Визуализация процесса управления.
Второй этап проекта – оптимизация продуктовых потоков и обеспечивающих процессов.
Был выбран поток-образец «Оптимизация процесса производства кефира». Проект направлена на сокращение времени протекания процесса и повышение эффективности маркировки и упаковки продукта, с последующим учетом и хранением на складе готовой продукции. Основные факторы выбора:
- Высокомаржинальный продукт с большим объемом производства и трудоемким процессом фасовки,
- Высокая доля возвратов продукции из розничной сети,
- Большая вариативность упаковки по объемам,
- Большая вариативность упаковки по торговым маркам.
В ходе диагностики консультантами «Лин Вектор» и рабочей группой предприятия была создана верхнеуровневая карта процесса изготовления кефира. Основные бизнес-процессы:
- Обработка сырья: сепарирование, нормализация, пастеризация.
- Производство кисломолочной продукции, масла сливочного, СОМ, творога.
Основные потери процесса:
- Отсутствие персонала,
- Ожидание фасовки,
- Отсутствие заявки,
- Подготовка этикеток.
Диаграмма «спагетти» текущего состояния показала следующие отклонения:
- Перемещение для проведения анализа и приемки сырья – 1550м,
- Перемещение для осуществления сепарации и нормализации молока – 2110м,
- Перемещение для пастеризации и ферментации продукта – 2960м.
Итого 7470 м./110 мин.
На имеющийся перечень проблем составлен и реализован план мероприятий:
- Внесение корректировок в график выходов по времени начала смены для приемщика.
- Разработка и внедрение графика приемки молока от поставщика.
- Визуализация. Цветовая маркировка чистых емкостей, готовых к приемке продукта.
- Разработка стандарта мойки оборудования согласно очередности розлива модификаций продукта и видов мойки.
- Определить места хранения и визуализировать нормативы по минимальным запасам.
- Разработка Стандартных операционных процедур на критичные операции.
- Разработка стандартов автономного обслуживания оборудования.
- Внедрение листа производственного анализа по сливам «белой массы», фиксирование факта слива, анализ причин отклонений.
- Печать даты на пленочном пакете с помощью специального принтера. Замена узла пайки пакета.
- Внедрение 5С на складе расходных материалов.
- Разработка и внедрение гибкого графика работы персонала.
- Организация мест сбора проб упакованного продукта для передачи лаборантам.
- Заполнение этикеток с помощью наборного штампа.
В потоке выбран эталонный участок «Участок фасовки и оперативный склад».
Критерии выбора участка-образца:
- Является трудоемким/ресурсоемким переделов в пилотном продуктовом потоке.
- Является «узким местом» в производственном потоке: наблюдается большое количество незавершенного производства на участке фасовки, превышение нормативов слива белой массы и порчи упаковки.
- Множественные переходы операторами (излишние перемещения) за информацией, расходными материалами.
- Отсутствие Стандартизированной работы, 5С, Визуализации.
Обязательное применениепроизводственного анализа, выявление и решение проблем, стандартизация работы персонала участка, внедрение 5С на рабочих местах, и визуализация, а также перебалансировка персонала.
Выполненные мероприятия позволили достичь следующих результатов:
- Сокращение времени протекания процесса с 184 до 142 мин., снижение на 22%;
- Сокращение запасов незавершённого производства с 15390 кг до 10150 кг, снижение на 34%;
- Увеличение выработки в потоке с 84,75 кг/час до 97,4 кг/час, увеличение на 14,9%;
- Снижение уровня брака выпускаемой продукции на 54%.
- Общий экономический эффект 10,995 млн. рублей в год
Третий этап проекта — обучение персонала. Подготовка внутренних тренеров.
Для рабочей группы проекта были проведены обучения по темам:
- Бережливое производство. Базовый курс.
- Методика реализации проектов.
- Картирование потока создания ценности.
- Стандартизированная работа.
- Декомпозиция целей.
- Эффективный инфоцентр.
- Система 5С.
В ходе отбора на уровне компании и специального тестирования из рабочей группы отобраны 3 внутренних тренера. Эти сотрудники стали сертифицированными Лин-тренерами. После обучения, в ходе проекта, внутренние тренеры обучили своих коллег на предприятии.
Четвертый этап проекта — управление изменениями и проектное управление
Для поддержки внедренных улучшений и дальнейшего развития на предприятии создан проектный офис. Также сформирована система подачи предложений, где каждый сотрудник может предложить свои идеи по улучшениям, разработаны планы коммуникации и мотивации для сотрудников.