- КлиентОрган Исполнительной власти
- Сфера деятельностиГосударственное и муниципальное управление
- РегионРеспублика Татарстан
- Цель проектаОптимизация деятельности Управления ЗАГС для повышения удовлетворенности клиентов
В рамках диагностики отдела обработки, хранения и выдачи информации были решены следующие задачи:
- Оценены резервы в процессах сотрудников и линейного руководителя отдела обработки, хранения и выдачи информации.
- Проведен анализ («глазами заявителя») по таким параметрам, как физическое пространство и клиентоцентричность.
- Разработаны предложения по улучшению процессов.
Управление ЗАГС (УЗАГС) осуществляет деятельность по регистрации актов гражданского состояния (рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемены имени, внесения изменений и исправлений, смерти).
Миссией УЗАГС является оказание государственных услуг с ориентацией на клиента, его потребности и задачи.
В целях повышения удовлетворённости граждан представители УЗАГС обратились к компании «Лин Вектор» с запросом на проведение экспресс-диагностики внутренних процессов отдела обработки, хранения и выдачи информации.
В рамках запланированной диагностики перед консультантами стояли задачи:
- Оценить резервы в процессах сотрудников и линейного руководителя отдела обработки, хранения и выдачи информации.
- Провести анализ (глазами заявителя) в рамках очного приема в УЗАГС по таким параметрам, как физическое пространство и клиентоцентричность.
- Сформировать гипотезы и разработать предложения по улучшению процессов.
Особенность данного проекта заключается в том, что работа по сбору и анализу информации проходила в очном и дистанционном форматах. На протяжении всего периода сотрудники УЗАГС самостоятельно собирали сведения по характеру и длительности работ в течение дня. Параллельно проводились глубинные интервью, хронометражи и фотографии рабочего времени.
Диагностика проходила по трем направлениям: процессы, система и культура.
Основным процессом отдела обработки, хранения и выдачи информации является приёмка, регистрация и обработка почтовых запросов (96%). Этот процесс был разложен на этапы и проанализирован по типам запросов. На каждом этапе были выделены резервы и предложены мероприятия по оптимизации.
Оценка резервов в процессах сотрудников и линейного руководителя отдела указала на следующие проблемы в процессах:
• Большое количество ручных операций по обработке бумажной документации.
• Несбалансированная загрузка сотрудников отдела и хаотичное распределение заявок на обработку между ними.
• «Разорванные» процессы при обработке входящих заявок.
Консультантами были описаны основные процессы в текущем состоянии, сформиромированы гипотезы по резервам процессов и определены мероприятия для реализации, в частности:
- перебалансировка сотрудников между задачами;
- исключение переходящих заявок на следующий день за счёт оперативного перераспределения работ;
- закрепление задач по подготовке ответов на письма за сотрудниками.
В операционной части выполняемых работ выявлен высокий потенциал сокращения времени на внесение изменений или исправлений за счет доработки Единого государственного реестра ЗАГС, в части повышения качества оцифрованного архива и доработки оцифрованных данных.
Также были выявлены резервы на этапе анализа взаимодействия УЗАГС с МФЦ. Расчёты показали, что сокращение времени работы с бумажными документами, поступившими от МФЦ, и переход на электронное взаимодействие МФЦ с УЗАГС позволит освободить сотрудника (курьера) от перемещений, что даст возможность «дозагрузить» его работой, связанной с обработкой входящих заявок и имеющей большую ценность.
Системный аспект выполняемых отделом работ оценивался через проведение интервьюирования с начальником отдела обработки, хранения и выдачи информации. Так, по результатам анализа было выявлено, что 20% рабочего дня начальника отдела занимается задачами, которые можно делегировать сотрудникам, что позволит высвободить время для управленческой деятельности и на системные мероприятия.
Для того, чтобы руководителю было просто и понятно осуществлять мониторинг процессов и системных задач было предложено внедрить систему KPI с последующим тиражированием на все процессы УЗАГС.
Большая роль в повышении эффективности работы отдела связана с клиентоориентированностью сотрудников Управления. В большей степени это относится к тем из них, кто работает с населением. При разработке мероприятий были учтены проблемы профессионального выгорания, возникающие при работе с людьми в постоянном режиме. Для решения этих проблем консультантами были предложены системные решения по обучению сотрудников навыкам клиентоориентированности и общению с трудными клиентами.
Анализ «глазами клиента» был проведён с целью общего понимания взаимодействия в системе «Заявитель – УЗАГС»: от входа в здание до выхода из него. Все наблюдения были оформлены в карту путешествия клиента, где зафиксированы действия, «точки соприкосновения» и «боли» заявителя, желающего получить услуги УЗАГС.
«Болями» заявителей стали:
- низкая информированность об услугах,
- сложности при оплате пошлины,
- непонятная навигация по окнам,
- отсутствие консультации на этапах взаимодействия с УЗАГС.
Решения были направлены на исключение «болей» и страхов заявителя:
- организация работы дежурного консультанта среди сотрудников,
- размещение понятных памяток в зонах общего доступа,
- а также решение технических проблем с онлайн записью.
Для решения проблемы оперативного консультирования был предложен вариант разработки чат-бота с типовыми алгоритмами по частым вопросам и ответам.
Оценка физического пространства проводилась с учётом санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда. По итогам оценки сформированы предложения по улучшению физического пространства как с позиции заявителей, так и с позиции сотрудников УЗАГС.
Реализация всех мероприятий, разработанных в рамках диагностики, позволит:
• увеличить производительность сотрудников отдела обработки, хранения и выдачи информации;
• исключить переход заявок на следующий день;
• увеличить объём обрабатываемых заявок по очным приёмам за счёт перебалансировки сотрудников, тем самым сократить сроки ожидания получения ответа заявителем;
• высвободить время начальника отдела на решение управленческих задач;
• повысить уровень информированности граждан;
• повысить уровень клиентоориентированности сотрудников;
• улучшить степень управляемости процессов и взаимодействий между сотрудниками;
• повысить качество работы Единого государственного реестра ЗАГС в части оцифрованных данных.
Выделены 4 ключевых направления для дальнейшей работы:
1. Реализация пилотных проектов.
2. Обучение руководителей эффективным практикам лидерства.
3. Реализация системы мониторинга предложений по улучшениям.
4. Развертывание системы управления КПЭ.