RU EN
RU EN

Почему коучинг – наиболее эффективный метод взаимоотношения консультанта и клиента?

Можно выделить несколько вариантов взаимоотношения клиента и консультанта.

Консалтинг через обучения

Например, технология обучения, когда приехал гуру/эксперт, рассказал, обучил и уехал, оставил реализовывать план самостоятельно сотрудниками компании заказчика.

Это самый часто встречающийся и самый простой вариант. Он, как правило, происходит без адаптации передаваемых знаний под заказчика, соответственно, добавляются риски того, что методология будет неверно воспринята или будет выдана без учета отраслевой специфики. Но, если не будет проведен контроль реализации полученных знаний, если дальше не будет фазы применения и контроля за этим, появляются риски, которые были упомянуты ранее.

Экспертный консалтинг

Другая форма взаимодействия – экспертный консалтинг. Это ситуация, когда приезжает эксперт, говорит в рамках специфичной темы, дает четкие указания, как и что нужно сделать в определённом направлении. Это человек, который имеет большой опыт в какой-то конкретной области деятельности.

Плюсом такой формы является то, что он дает абсолютно четкие и готовые решения. Соответственно, в этом состоит и минус, потому, что эти решения воспринимают персоналом заказчика как нечто чуждое, отторгаются. А для того, чтобы принять эти знания, необходима мотивация, которая может быть у первых лиц, но не всегда есть на уровне рядовых сотрудников, и само руководство может не до конца осознавать всю важность экспертных знаний. Опять-таки, экспертные знания — это первый отрицательный момент, потому что внедрение этих знаний может не произойти по причине сопротивления.

Другой риск экспертных знаний заключается в том, что сам «эксперт» приобрел знания и опыт где-то в иной ситуации, в другое время, и та ситуация, в которой находится компания заказчика, может не совсем соответствовать тому опыту и знаниям, которыми обладает эксперт. Соответственно, они могут оказаться «неадекватными» для данной конкретной ситуации, в связи с чем, будет нанесен ущерб.

Коучинг

Мы опробовали различные формы взаимодействия, и конечно же, со временем мы убедились, что форма коучинга наиболее эффективна, поскольку, в этом случае, консультант, даже имея определенные знания,  опыт, понимание того, куда нужно идти, не выдает всю информацию в полном объеме. Он делает это через проблематизацию заказчика, в понимании того, где сейчас находится компания, какие задачи перед ней стоят, таким образом, активизируя мышление персонала, начиная от собственников, команды топ-менеджмента и заканчивая  рядовыми сотрудниками.

Поскольку о ситуации в компании лучше всего известно именно персоналу, то в режиме постоянного диалога вырабатывается наиболее эффективное решение. Консультант знает методологию и технологию, частично знает специфику компании, знает лучшие практики. Персонал компании хорошо понимает, что и как происходит внутри компании, знаком с культурными и системными аспектами. В то же время, идет хорошая адаптация всего внедряемого путем осознанного внедрения,  преодолевается сопротивление персонала.

Поэтому проекты, основанные на методе коучинга, дают наибольшие результаты при внедрении бережливого производства.

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам