Главная»База знаний»Статьи»Методы тренинга и бизнес-симуляции в обучении инструментам бережливого производства

Методы тренинга и бизнес-симуляции в обучении инструментам бережливого производства

Методы тренинга и бизнес-симуляции в обучении инструментам бережливого производства

Существует два метода корпоративного обучения владению инструментами Бережливого производства. Первый - классический тренинг, в котором под руководством тренера обучающиеся занимаются выполнением групповых и индивидуальных заданий, прочнее усваивают информацию, взаимодействуя с тренером через «вопрос-ответ» и т.д. Второй метод обучения персонала на предприятии – игровой, т.е. это тренинг, представляющий собой бизнес-симуляцию, моделирующую все этапы производства продукции – сырьевые поставки, изготовление продукции, приёмку и отгрузку заказчику. Данный метод отличается от простой экономической игры, моделирующей процессы производства, поскольку здесь главной целью является именно изучение инструментов Бережливого производства.

И первый, и второй вид тренингов для корпоративного обучения включает в себя теоретическую (информация, рассказываемая тренером) и практическую части (задания, выполняемые участниками индивидуально и в группах). Направлены на представителей линейного руководства в сфере производства (начальников цехов и смен, мастеров и др.)

Что общего между двумя методами бизнес-обучения и какой из них является наиболее эффективным?

Целесообразно ли заказывать проведение того или иного варианта тренинга для обучения персонала на предприятии?

Для того, чтобы определиться с принятием данного решения, необходимо знать, как вообще обычно проходит бизнес-обучение в виде симуляции.

Время прохождения тренинга может быть разным – как несколько часов, так и три полных рабочих смены. Заказчик сам выбирает время, сообразуясь со своими возможностями и задачами. Чаще всего тренинг проводится в течение одного рабочего дня. Обучение делится на этапы. Участвующие в тренинге получают новые обязанности, соответствующие занятиям на реальном производстве, т.е. выполняют роль Генерального директора, заказчика продукции «производителя», операторов производственных участков, работников складов, специалистов планового отдела, сотрудников отдела по продажам и т.д.

После того как все участники получат новые роли, они начинают особую рабочую смену длительностью примерно от 10 до 15 минут. Всё это время действия работников должны соответствовать их новой, установленной на время тренинга функции – одни осуществляют сборку и комплектование продукции, другие контролируют её качество, третьи действуют в области поставок и сбыта. Некоторые участники выполняют роль клиента – для полноценного моделирования производства он необходим в качестве завершающего звена. В дальнейшем это позволит оценить, насколько клиентоориентирован весь процесс.

В тренинг включены теоретические блоки. Они проходят после каждого этапа. Участникам объясняют основные понятия Бережливого производства и суть этой системы в целом, в результате чего они знакомятся с созданием цепочки операций в потоке, обеспечением стабильного течения потока, формируют представление о потерях, ценности продукта и о инструментах Бережливого производства. Теоретический материал оформляется в соответствии с запросами и задачами заказчика.

При прохождении тренинга участники не оказываются предоставленными самим себе. Тренер курирует их и направляет к оптимальным решениям.

В течение всего времени идёт видеозапись игрового процесса. Как только будет освоен теоретический блок и завершены смены с новыми ролями, эта запись будет просматриваться и анализироваться участниками тренинга. Совместно обсуждая полученный материал, члены обучающейся группы обнаруживают проблемы и «слабые места», снижающие эффективность производства и сбыта. Затем групповая работа будет направлена на поиск решения этих проблем с использованием знаний, полученных при прохождении теоретических блоков. Возможны также оригинальные, нестандартные способы решения проблем, которые в некоторых случаях могут идти вразрез с теорией. Эти нестандартные способы испытывают на деле, во время очередного практического блока – таким образом, ошибка становится явной, её анализируют и разбирают. К примеру, для того, чтобы не терять время на заказы комплектующих в течение смены, участниками тренинга часто предлагается увеличение запасов на участках. Однако это противоречит теории, согласно которой избыточные запасы входят в список 7 видов «потерь». При дальнейшем анализе результатов этого решения становится очевидно, что увеличение объёма запасов ухудшает финансовый результат предприятия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что такая разновидность тренинга для корпоративного обучения предпочтительнее всего, поскольку укрепляет рабочие навыки и усиливает вовлечённость сотрудников.

Теоретические знания закрепляются практикой во время разыгрываемых бизнес-ситуаций. Каждый сотрудник, проходящий тренинг, имеет возможность воспользоваться инструментами Бережливого производства, непосредственно оценить практическую пользу от их применения и изучить особенности. После занятий к нему также придёт понимание, что успех предприятия в целом зависит от результатов работы каждого из участков, и что существует множество факторов, влияющих на итог работы положительно или отрицательно.

В результате прохождения таких бизнес-тренингов для руководителей их участники получают и другие навыки:

1. Задача по принятию решений толкает участников на то, что они предлагают использовать какой-либо из инструментов Бережливого производства, о которых им рассказывалось в теоретическом блоке. Увидев на практике действие этого инструмента, они могут убедиться в правильности своего выбора.

2. В отличие от обычного тренинга для обучения персонала на предприятии, в рассматриваемой разновидности бизнес-обучения участники вырабатывают очень важное умение правильной формулировки проблем. Часто важность этого даже не осознаётся. Данный вид тренинга построен таким образом, что участники сами приходят к необходимости обозначать и формулировать проблемы. То есть нет нужды вводить ещё одну тему для рассмотрения этот процесса.

Во процессе игры часто возникают трудности с принятием решений. Некоторые из предлагаемых в самом начале способов вызывают у участников непонимание того, на устранение каких проблем эти действия будут направлены. Некоторые решения проблемы просто невозможно реализовать технически, что может породить ошибочное убеждение, будто проблема нерешаема в принципе. После анализирования ситуация проясняется, участники находят иные пути воздействия на проблему.

В процессе группового обсуждения участники могут незаметно для отойти от первоначальной проблемы и отвлечься на другую. В этом случае следует сделать «откат» на несколько шагов обратно.

При обсуждении участники спонтанно используют техники «мозгового штурма», «5 почему».

3. Бизнес-тренинги для руководителей имеют большое значение как важная часть тимбилдинга. В процессе решения практических задач и совместного обсуждения вопросов каждый участник вовлекается в процесс и ставит перед собой цель помочь команде добиться успеха. Увлечь и раскрепостить каждого участника - задача тренера, в чём ему помогает сама система таких занятий: жизненные случаи в «игре», которые можно сравнить с настоящими, случающимися на производстве, активная работа множества людей и т.д. Работники разных должностей и этапов производства проявляют взаимопомощь, дают советы, совместно принимают решения, благодаря чему атмосфера становится более доверительной.

В обычном же тренинге практические занятия являются разовыми и команды каждый раз подбираются новые, в связи с чем не успевают сплотиться.

4. Путем теоретического знакомства и исследования, практического применения во время занятий сотрудники вырабатывают понимание целей Бережливого производства.

Во время теоретических блоков участники знакомятся с этапами развития Бережливого производства, что даёт возможность последовательного сравнения с традиционными способами производства, их логического переосмысления. Участники осознают необходимость изучения и практического применения этой информации.

5. КПЭ: В процессе игровой бизнес-модуляции необходимо использование показателей, которые не всегда находят применение в традиционном производстве. Это вырабатывает у участников знания о финансовых показателях, показывает их важнейшую роль при оценивании всего процесса. Кроме того, подведение итогов и их сравнение подстёгивает интерес участников тренинга, вызывает азарт и желание эти показатели улучшить. Изучаются различные методы подсчёта показателей, а также процессы, которые могут на них повлиять. В процессе игры оценивается, какое количество продукции «произведено», какое – «отгружено», сколько составляет разница между этими двумя значениями и как она влияет на всю компанию. Принимаются во внимание и другие показатели: оценка качества продукции через «Коэффициент приёмки с первого отделения», оценка запасов в количественном и денежном выражении, размеры прибыли, время такта и проч. С помощью оценки всех этих показателей понимание традиционного производства трансформируется в представление о Бережливом производстве. Разница в качестве и количестве становится очевидна.

6. Занятия по этой системе способствуют развитию внимательности в процессе работы, закрепляют понимание сути производственных процессов. В результате для сотрудников ясно, как процессы на одном участке скажутся на другом, какие факторы могут оказать влияние на поставки продукции всего предприятия. Необходимость правильного и согласованного взаимодействия всех служб для эффективного функционирования системы в целом становится очевидной.

7.По итогам занятия проводится обсуждение – целесообразно ли использовать инструменты Бережливого производства на данном предприятии и что может помешать осуществлению этого. Все члены обсуждения имеют возможность высказать своё мнение. Стоит записывать наиболее информативные высказывания.

8. Такие игровые занятия обеспечивают мотивацию, вызывая определённые эмоции, и закрепляют навык. Всё это достигается за счёт применения теоретических знаний на практике, ожидания и получения результата, объединения команды определённой целью, чувства общности и т.д.

После игры у сотрудников появится желание испытать полученные навыки в обычной работе, убедиться в их реальной эффективности ещё раз.

В результате проведения тренинга улучшится дисциплина и установится порядок среди сотрудников, повысится качество продукции, количество стрессовых и травмирующих ситуаций снизится.

Читайте также заметки наших консультантов о Лин-подходе: Блог экспертов

Вверх