Главная»База знаний»Блог экспертов»Преимущества дистанционного обучения по Бережливому производству

Преимущества дистанционного обучения по Бережливому производству

Преимущества дистанционного обучения по Бережливому производству

Тенденции развития дистанционного обучения

В нынешней сложившейся ситуации стал актуальным дистанционный формат взаимодействия людей. Онлайн покупки и заказ услуг, общение в социальных сетях, госуслуги, просмотры фильмов, ТВ, игры, переводы денег через онлайн-банки, селекторы и видеоконференции, электронное обучение, электронные торговые площадки, удаленное видеонаблюдение и многое-многое другое. Раньше, такой формат в большей степени использовался для удобства или развлечений. Но теперь он превратился в необходимость.

Сфера онлайн индустрии и раньше набирала обороты, стремительно и стабильно развивалась. Сейчас резко выросли продажи как самих онлайн услуг, так и необходимых ресурсов для их осуществления, в том числе программных продуктов, платформ и площадок. Увеличились инвестиции в эти области. Это говорит о том, что даже после окончания пандемии коронавируса, отрасли, связанные с онлайн, получат ощутимо сильный толчок в развитии, поскольку и рынок для них откроется шире и инвесторы проявят больший интерес.

Очевидно большее развитие получат те области онлайн индустрии, которые связаны с деловой деятельностью: удаленная работа, дистанционное управление процессами, проектами, деятельностью, дистанционное обучение, в том числе обучение работе в дистанционном формате.

Объем инвестиций в российское онлайн-образование за 2019 год увеличился более чем в 2,5 раза по сравнению с 2018 годом. По данным EdMarketDigital такой рост наблюдается не только в России, но и в Китае. Меньшая динамика роста наблюдается в США и Европе, где рынок онлайн-образования более-менее насыщен. На фоне ситуации с коронавирусом прирост инвестиций в 2020 году будет значительно выше, в том числе за счет государственной поддержки. 

   

Конечно, государственная поддержка коснется в первую очередь среднего и высшего образования, но и образование для бизнеса имеет неслабые позиции по итогам 2019 года: 20% инвестиций на дополнительное профессиональное образование и 11% на корпоративное образование, как показано на диаграмме.

Руководителям компаний следует обратить внимание на эти тенденции, при всех известных эффектах онлайн-обучения (затраты и время), обучение принимает всё более качественный вид, помогая изменять профессиональное поведение взрослых людей. Сейчас онлайн обучение - это не только игры, тесты, чаты, кейсы, вебинары, видео-презентации или лекции, лонгриды и 3D-графика.  Это, в первую очередь, четкая постановка целей обучения. Это понимание, что конкретно мы хотим изменить в поведении людей в контексте их рабочей деятельности.

Как сделать дистанционное обучение качественным

Давайте сначала разберёмся с определениями. В обиходе применяются разные определения «дистанционное обучение», «электронное обучение», «онлайн-обучение», «офлайн-обучение», люди не очень понимают в чём их разница, и какой эффект даёт такое обучение кроме сокращения затрат.

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Термин «электронное обучение» применяется к широкому спектру компьютерных и коммуникационных технологий, которые могут применяться в образовательных целях.

В профессиональном жаргоне самих разработчиков обучения часто используются термины «онлайн-обучение» и «офлайн-обучение», где онлайн – это дистанционное обучение с применением информационных технологий, а офлайн – это очное обучение. Это не совсем правильно. Когда мы говорим онлайн или офлайн, мы имеем ввиду синхронное или асинхронное обучение. В синхронном обучении слушатели принимают участие одновременно, в асинхронном обучении – слушатели принимают участие в разное время, когда удобно или по мере надобности.

Правильно отражает суть явления все-таки термин «дистанционное обучение» и определяется он как «обучение на расстоянии с применением информационных технологий», а если мы хотим подчеркнуть формат участия слушателей, то применяем термины «онлайн» или «офлайн».

Как же сделать дистанционное обучение качественным? Для ответа на этот вопрос посмотрим на технологию проектирования дистанционного обучения. Классическая модель, применяемая в E-learning, модель проектирования ADDIE (аббревиатура от analysis, design, development, implement, evaluate):

Знакомая схема? Такая схема применяется практически во всех проектах, независимо от того, что мы внедряем или какой продукт создаем. Эта схема не полная, поскольку не показывает множество итераций между фазами, особенно на начальных стадиях между фазами «анализ» и «дизайн», и итерации внутри фаз, особенно в «дизайне» и «разработке», когда многократно создаются прототипы, оцениваются и возвращаются в доработку или отбрасываются как не пригодные – это всё интересно разработчикам. Потребителям курсов дистанционного обучения интересны первая и последняя фазы, в особенности первая, где закладывается качество будущего курса обучения.

Первая фаза включает в себя:

Главная ошибка, которую совершают разработчики обучения – это неправильная постановка целей обучения. Цель обучения должна содержать информацию об изменении показателей эффективности обучаемого в его работе, исходя из понимания, что подлинный смысл обучения заключается в формировании нового, более эффективного поведения. И только правильно установленные цели помогут выбрать правильный контент и среду обучения.

Еще один аргумент в пользу правильной постановки целей обучения – это мотивация к обучению. Все вы знаете, что эффективное обучение взрослых возможно только при должном уровне их мотивации к обучению. Главным мотивирующим фактором является практическая польза от обучения. Если цель обучения сформулирована правильно, эта потребность обучаемого будет удовлетворена.

Почему именно Бережливое производство в дистанционном формате?

В арсенале Бережливого производства имеется множество инструментов, максимальный эффект от которых можно получить при должной их адаптации в процессы, систему управления и культуру компании, т.е. в ту среду, в которой мы будем взращивать наши ростки операционной эффективности. Такая адаптация возможна при наличии опытного наставника, консультанта, тренера и коуча в одном лице. Или это будет команда консультантов, аналитиков и проект-менеджеров. Во сколько это обойдется Вашей компании?

Разумеется, выгоднее воспитать собственных агентов изменений. При этом нужно будет организовать отбор и качественное обучение, желательно с практикой на собственных процессах компании и реализованным пилотным проектом на выходе, чтобы сформировать положительный опыт у обучаемого и показать эффект остальным работникам и руководству. Именно такое обучение по программе Навигатор (Лин-тренер) предлагается в формате дистанционного обучения в Школе операционной эффективности Группы компаний «Лин Вектор».

Давайте сравним два варианта обучения:

1.    Очное обучение с защитой проекта: отобранный потенциальный навигатор приезжает на 10 дневное обучение, проходит его очно с аудиторной практикой и игрой-имитацией процесса, вовлекается в процесс, получает знания, уезжает обратно, реализует проект в компании, защищает его дистанционно и получает удостоверение государственного образца.

2.    Дистанционное обучение с реализацией проекта: потенциальный навигатор проходит дистанционное обучение в следующей последовательности: модуль №1 – проектное задание №1 – модуль №2 – проектное задание №2 - … и т.д. проходит все модули обучения, при этом проектные задания относятся непосредственно его компании, присутствие на рабочем месте позволяет собирать необходимые для проектного задания данные и реализовать изменения малыми шагами, а в совокупности все проектные задания составляют один цельный проект повышения операционной эффективности. После дистанционной защиты проекта навигатор получает удостоверение по повышению квалификации.

Какой вариант лучше? Очевидно второй, поскольку время, затраченное на обучение приблизительно одинаковое – 16 недель. Затраты меньше, а эффект на выходе выше.

Ознакомьтесь с нашими курсами в дистанционном формате:

Вверх