RU EN
RU EN

5C – ключевой инструмент организации и рационализации рабочего места

В число важнейших инструментов непрерывного совершенствования входит инструмент «5С». Внедрение данного инструмента обеспечивает:

1. Повышение безопасности на рабочем месте.

2. Сокращение простоев, связанных с поиском инструментов для работы в рамках рабочего пространства.


Система 5С реализуется в 5 шагов
:

Шаг I. СОРТИРОВКА. Чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.

Шаг II.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. Организация хранения используемых инструментов, которая позволяет быстро их найти.

Шаг III. СОДЕРЖАНИЕ В ЧИСТОТЕ. Своевременное устранение источников загрязнений.

Шаг IV. CТАНДАРТИЗАЦИЯ. Закрепление улучшений через разработку стандартов.

Шаг V. СОБЛЮДЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

На этапе сортировки все предметы нужно разбить на две категории:

— нужные, которые остаются на рабочем месте:

— ненужные, которые нужно убрать с рабочего места. Для этого можно организовать красную зону, куда их можно сложить.

Всякий раз, когда принимается решение о том, нужно ли оставить предмет (инструмент) или избавиться от него, то нужно задать вопрос:
«Использовался ли инструмент хоть один раз за последний год?»  Если ответ отрицательный, то лучше всего его не держать на рабочем столе.

По окончании сортировки также необходимо сформировать перечень недостающих инструментов, которые необходимы в работе.

Этап организации хранения выполняется путем внедрения нескольких шагов:

1. Определение критериев и принципов выбора мест для хранения инструмента и приспособлений, материалов, оборудования и механизмов. Нужно понять частоту использования каждого предмета, и провести их классификацию.

2. Размещение всех предметов согласно частоте их использования. Например, инструменты или предметы, которые используются ежедневно, нужно хранить на рабочем столе, а предметы, которые и используются раз в полгода – хранить на складе АБК.

3.Визуализация расположения предметов. Научно доказано, что 75% информации человек получает через зрительный канал. Это значит, что визуализация на рабочем столе поможет найти необходимый инструмент за кратчайшие сроки.
Самые популярные способы визуализации – это:

  1. Разметка места
  2. Ярлыки
  3. Таблички
  4. Информационные доски
  5. Маркировка
  6. Указатели
  7. Надписи
  8. Знаки безопасности

Информация на табличках и этикетках должна быть проста для понимания и восприниматься мгновенно.

Шаг III. СОДЕРЖАНИЕ В ЧИСТОТЕ. Своевременное устранение источников загрязнений.

Для того, чтобы поддерживать подрядок в рабочем пространстве, нужно:

1.Определить объекты для регулярной уборки.

2.Установить периодичность уборки.

3.Распределить ответственность.

Качественно проведенная уборка позволяет не только очистить инструменты и оборудование от грязи, пыли, масла, но и проверить их целостность (исправность).

Шаг. IV СТАНДАРТИЗАЦИЯ. Все внедрённые изменения закрепляются стандартами. Например, Стандарты по содержанию в чистоте помогают определить, кто, что, где и когда должен убрать и очистить, а стандарт по сортировке помогает выявить какие предметы разместить в той или иной зоне.

Шаг V. СОБЛЮДЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. Все вышеперечисленные шаги ( I-IV) нужно внедрить в жизнь и соблюдать их на постоянной основе.
В этом помогут контролирующие мероприятия, например:

1. Инструмент оценки высшего руководства состояния внедрения Системы 5С, выявлению и решению проблем.

2. Инструмент самоконтроля и самоанализа руководителей низового звена и их рабочих групп.

Организация эффективного рабочего пространства на принципах 5С
Организация эффективного рабочего пространства на принципах 5С (онлайн-формат)
Организация эффективного рабочего пространства в офисе

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам