RU EN
RU EN

Процессный подход

 Условие долгосрочного существования компании на рынке – ее постоянное развитие. Внедрение процессного подхода в определенной степени решает эту задачу, так как он основывается на постоянном стремлении к оптимизации и повышению эффективности процессов. Это достигается путем:

  • регулярного анализа процессов;
  • вовлечения в оптимизацию каждого сотрудника;
  • максимальную ориентацию на пользователя и конечный результат.

    Остановимся на основных характеристиках процессного подхода.

Реализация мероприятий по развитию процессного подхода часто начинается с обучения основам процессного подхода. Проекты по  внедрению процессного подхода, как правило, идут рука об руку с Реинжинирингом  организационной структуры  и Выстраиванием новой системы управления эффективностью. Следующей ступенью развития организации, как правило, является внедрение продуктового подхода.

Процесс — это отдельное действие или совокупность взаимосвязанных действий (операций), направленных на преобразования исходных данных (сырья, материалов, информации и т. д.) в значимые для бизнеса результаты. Суть процессного подхода состоит в том, чтобы эффективно управлять этими цепочками взаимодействий.

Каждый процесс имеет вход процесса  — продукт, необходимый для выполнения бизнес-процесса. При выполнении процесса вход преобразуется в выход.

Выход процесса (результат, продукт, услуга) материальный или информационный объект, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами. Результат выполнения процесса может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса. 

Потребитель процесса — субъект, использующий выходы процесса.

Внешними потребителями процессов могут быть внешние организации, а также сотрудники и подразделения другой компании. В качестве внутренних потребителей процессов могут выступать другие бизнес-процессы данного предприятия, а также должностные лица или подразделения этого предприятия.

Как правило в компании выделяют три вида процессов:

1. Процессы управления и развития. Они дают указания другим процессам через формирование видения, стратегии, целей и развивают компанию.
2. Основные процессы.
Позволяют генерировать доход, создавая прямую ценность для внешних клиентов.
3. Поддерживающие процессы. Они направлены на поддержание основных процессов, создавая косвенную ценность внешним клиентам.

Эти виды процессов отличаются друг от друга получаемыми результатами и типами потребителей.

Виды процессов
Результат
Потребители
Процессы управления и развития
достижение целей деятельности организации.
инвесторы, сотрудники, потребители, поставщики
Основные бизнес-процессы  
создаваемые организацией продукты/услуги.  
Клиенты и партнеры организации)
Поддерживающие бизнес-процессы
инфраструктура и ресурсы для деятельности организации
Другие процессы и подразделения


Если разграничивать процессы по уровням управления, то их также можно разбить на 3 группы:

  • Процессы верхнего уровня. Для их описания используется процессная модель.
  • Процессы среднего уровня, для описания которых используются методики картирования.
  • Процессы нижнего уровня или операции, для которых используют стандартные операционные процедуры.

Что дает внедрение процессного подхода?

1. Прозрачность. Когда процесс описан и регламентирован, его легче контролировать (понятно, кто на каком этапе что делает), можно увидеть «узкие места» процесса и, соответственно, улучшать его.

2. У участников процесса появляется мотивация, так как вводится KPI – показатель, который позволяет измерить степень достижения цели.

3.Взаимодействие между отделами также улучшается и ускоряется, устраняются противоречия, поскольку сотрудникам разных подразделений приходится постоянно работать друг с другом в рамках повторяющихся процессов.

4. Если в компании функционирует процессный подход, то растет ее производительность: улучшается качество, увеличивается скорость выполнения работ. Соответственно, автоматизировать такие процессы становится проще. Отсюда следует вывод, что цифровая трансформация компании реализуется после внедрения процессного подхода.  

5.Ориентация на клиента, нацеленность на результат. Цель процесса – удовлетворить клиента, а не только выполнить определенную операцию. Процессный подход решает основную проблему функциональной иерархии, которая заключается в отсутствии заинтересованности в удовлетворенности клиента.

6. Через процессное взаимодействие происходит развитие корпоративной культуры компании.

Главный принцип процессного подхода заключается в том, что «процесс важнее организационной структуры». Таким образом, если вы хотите улучшить деятельность организации, начните с процессов…

Процессный подход
Введение в процессное управление (онлайн-формат)
Введение в процессное управление
Оптимизация потока и обеспечивающих процессов на предприятии, оказывающем услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам