«Автоматизация эффективных операций увеличивает эффективность, автоматизация неэффективных операций увеличивает неэффективность»
Бил Гейтс
Принято считать, что суть цифровизации, или цифровой трансформации (ЦТ) заключается в качественных изменениях бизнес-процессов компании, которые происходят в результате внедрения цифровых технологий. Цифровая трансформация позволяет ускорить принятие решений, улучшить бизнес-процессы, сократить трудоемкость операций, оптимизировать коммуникации и документооборот за счет перевода информации в электронный вид.
На первый взгляд кажется, что реализация проектов по цифровой трансформации начинается с создания и развития IT-инфраструктуры. Но это ошибочное видение. Подобные проекты требуют системного подхода.
В рамках цифровой трансформации мы реализуем следующие проекты:
Наша методология основана на модели операционной эффективности — она включает в себя совокупности элементов по направлениям «Процессы», «Система», «Культура» и IT–инфраструктуру, пронизывающую каждое из направлений. (см. Рисунок 1):
Рисунок 1 — Модель операционной эффективности
СИСТЕМА
Для выстраивания системы нужно из целевых показателей компании вывести показатели эффективности каждого подразделения и каждого сотрудника.
Прежде чем внедрять проекты по цифровой трансформации, стоит задаться вопросом: а насколько цифровой проект синхронизирован с имеющейся стратегией компании и системой целеполагания? Ошибкой многих компаний является то, что проекты по цифровизации не имеют измеримых целей и результатов.
ПРОЦЕССЫ
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда запускаются проекты по переводу процессов в автоматизированный режим, но при этом компании пренебрегают мероприятиями по устранению существующих проблем. На этапе перевода процессов в автоматизированный режим необходима как минимум предварительная работа с системными проблемами компании. Для этого привлекаются бизнес-аналитики.
Привлечение методологов или бизнес-аналитиков в проекты — это общемировая практика. Эти специалисты имеют навыки описания бизнес-процессов, что позволяет им грамотно перевести требования процесса в требования к программному продукту. Это выгодно отличает их от тех специалистов, которые не имеют подобного опыта и подходят к внедрению ПО с точки зрения обычных пользователей.
Разработчики, получая грамотно сформированные требования, не тратят время на сбор информации и описание требований, а концентрируются на поиске (разработке) решений для требований бизнес-процесса.
Очевидно, что слаженная работа триады Заказчик – Аналитик – Разработчик ПО в комплексе дает результат, соответствующий ожиданиям Заказчика.
КУЛЬТУРА
Когда изменения внедряются без предварительной подготовки сотрудников, то вероятность сопротивления с их стороны довольно велика.
Успех проекта по цифровой трансформации в конечном итоге будет зависеть от конкретных исполнителей. Необходимо, чтобы каждый участник процесса поверил в возможность и эффективность изменений. Тем не менее от проекта к проекту экспертам приходится доказывать и обосновывать важность каждого нововведения. Тут важную роль играет заинтересованность и очень активная позиция топ-менеджмента со стороны Заказчика — если руководители поддерживают процесс трансформации, то преодолеть сопротивление со стороны исполнителей становится проще.
Опыт наших проектов показал, что причинами сопротивления у сотрудников могут быть:
- Низкий уровень цифровой грамотности.
- Страх потерять насиженное место, стабильность в доходах, привычный образ жизни.
Для эффективного внедрения изменений важно иметь такую организационную культуру, которая обеспечит готовность сотрудников к изменениям через вовлечение, обучение и мотивацию.
Итак, резюмируя вышесказанное, отметим несколько важных принципов проведения «умной» цифровой трансформации:
- Цели проектов по ЦТ интегрированы в стратегию компании.
- Процессы для оцифровки не имеют системных ошибок, они проанализированы, оптимизированы и подготовлены к переводу в цифровой вид.
- Топ-менеджмент компании заинтересован в изменениях, а лидеры активно вовлекают коллектив в процесс изменений через формирование (трансформацию) корпоративной культуры.