«Автоматизация эффективных операций увеличивает эффективность, автоматизация неэффективных операций увеличивает неэффективность»
Бил Гейтс
В обществе принято считать, что суть цифровой трансформации (ЦТ) заключается в качественных изменениях бизнес-процессов компании, которые происходят в результате внедрения цифровых технологий. Благодаря эффектам, которые возникают в результате ЦТ, происходит ускорение принятия решений, совершенствование бизнес-процессов, сокращение трудоемкости операций, ускорение коммуникаций и документооборота за счет перевода информации в электронный вид.
На первый взгляд кажется, что реализация проектов по цифровой трансформации начинается с создания и развития IT-инфраструктуры. Но это ошибочное видение. Подобные проекты требуют системного подхода.
Мы реализуем следующие проекты в рамках цифровой трансформации:
Наша методология основана на модели операционной эффективности – совокупности элементов по направлениям «Процессы», «Система», «Культура» и IT–инфраструктуры, пронизывающей каждое из направлений. (см. Рис.):

СИСТЕМА
Система строится через декомпозицию целевых показателей до уровня показателей эффективности каждого подразделения и сотрудников.
Прежде чем внедрять проекты по цифровой трансформации нужно задаться вопросом: а насколько цифровой проект синхронизирован с имеющейся стратегией компании и системой целеполагания? Ошибкой многих компаний является то, что проекты по цифровизации не имеют измеримых целей и результатов.
ПРОЦЕССЫ
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда запускаются проекты по переводу процессов в автоматизированный режим, но при этом компании пренебрегают мероприятиями по устранению существующих проблем. На этапе перевода процессов в автоматизированный режим необходима, как минимум, предварительная работа с системными проблемами компании. Для этого привлекаются бизнес-аналитики.
Привлечение методологов или бизнес-аналитиков в проекты – это общемировая практика. Эти специалисты имеют навыки описания бизнес-процессов, что позволяет им грамотно перевести требования процесса в требования к программному продукту. Это выгодно отличает их от тех специалистов, которые запрашивают внедрение ПО в лице пользователей и подобного опыта не имеют.
Разработчики, получая грамотно сформированные требования, не тратят время на сбор информации, описание требований, а концентрируются на поиске (разработке) решений для требований бизнес-процесса.
Очевидно, что слаженная работа триады Заказчик – Аналитик – Разработчик ПО, в комплексе дает результат, соответствующий ожиданиям Заказчика.
КУЛЬТУРА
Когда изменения внедряются без предварительной подготовки сотрудников, то вероятность сопротивления с их стороны довольно велика.
Успех проекта по цифровой трансформации, в конечном итоге, будет зависеть от конкретных исполнителей. Необходимо, чтобы каждый участник процесса поверил в возможность и эффективность изменений. Тем не менее от проекта к проекту экспертам приходится доказывать и обосновывать важность каждого нововведения. В этом вопросе важную роль играет заинтересованность и очень активная позиция топ-менеджмента со стороны Заказчика. Их поддержка зачастую помогает преодолеть сопротивление со стороны исполнителей.
Опыт наших проектов показал, что причинами сопротивления у сотрудников могут быть:
- Низкий уровень цифровой грамотности.
- Страх потерять «насиженное место», стабильность в доходах, привычный образ жизни.
Для эффективного внедрения изменений важно иметь такую организационную культуру, которая обеспечит готовность сотрудников к изменениям через вовлечение, обучение и мотивацию.
Итак, резюмируя вышесказанное, отметим несколько важных принципов проведения «умной» цифровой трансформации:
- Цели проектов по ЦТ «вшиты» в стратегию компании.
- Процессы для оцифровки не имеют системных ошибок, они проанализированы, оптимизированы и подготовлены к переводу в цифровой вид.
- Топ-менеджмент компании заинтересован в изменениях, а лидеры активно вовлекают в процесс изменений коллектив через формирование (трансформацию) корпоративной культуры.