RU EN
RU EN

Цифровая трансформация в России

Тренд на цифровую трансформацию является, с одной стороны, результатом государственной политики (цифровая трансформация – это одна из приоритетных целей государственного развития), а с другой – высокой степенью изменчивости внешней среды, а также сокращением жизненного цикла технологий. Эти факторы вынудили многие компании признать необходимость цифровой трансформации для повышения конкурентоспособности и устойчивости на рынке.

Большинство специалистов считают, что суть цифровой трансформации (ЦТ) заключается в качественных изменениях в бизнес-процессах в результате внедрения цифровых технологий. Эффекты, которые возникают в результате ЦТ, проявляются в ускорении принятия решений, удобстве бизнес-процессов, сокращении трудоемкости операций, ускорении коммуникаций и документооборота за счет перевода информации в электронный вид.

Общепризнанно считается, что результатами цифровой трансформации станут качественные преобразования социально-экономических систем, которые выведут их на новый уровень благодаря изменениям в технологиях, в менеджменте, в корпоративной культуре, взаимодействии организации с окружающей средой. 

В международном рейтинге цифровой конкурентоспособности Россия находится (по данным сборника «Индикаторы цифровой экономики 2021») на 43 месте. Лидеры – США, Сингапур. На текущий момент статистика говорит о том, что Россия находится в позиции догоняющей страны.

Если оценивать степень распространения цифровой трансформации в России, то по результатам экспертного опроса, проведенного в июле 2020 года (данные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос на передовые технологии преобладает в таких секторах экономики, как топливно-энергетический комплекс, здравоохранение, финансовый сектор.

Цифровая трансформация затрагивает субъекты экономики на разных уровнях – от отдельного предприятия, до регионального (государственного) уровня.  Так, 2022 год объявлен в Республике Татарстан Годом цифровизации. В связи с этим был обозначен фронт работ в рамках цифровой трансформации региона. Планируется, что, в первую очередь, работы по цифровизации будут направлены на ликвидацию цифрового неравенства. Желающие смогут освоить востребованные digital-профессии. Кроме того, будет уделено внимание процессам цифровизации в системе здравоохранения и образования.

Рассмотрим примеры проектов по цифровизации в различных сегментах отраслей.

Производственный сектор

На ПАО «КАМАЗ» разработана стратегия цифровой трансформации. Изменения должны затронуть все элементы создания цепочки стоимости. Также цифровая трансформация будет связана с модернизацией системы менеджмента и корпоративной культуры.


Нефтегазовый сектор

По словам руководителя дирекции по цифровой трансформации Андрея Белевцева, еще в 2019 году была утверждена стратегия цифровой трансформации «Газпром нефти». По итогам 2020 года эффект от внедрения цифровых эффектов составил 7,2 млрд эффектов. Среди реализованных проектов ПАО «Газпром нефть» можно обозначить оцифрованные офисные процессы, такие как:

1. делопроизводство и контроль поручений,
2. управление договорами и закупками,
3. управление заявками на командировки, служебный транспорт, обслуживание, управление совещаниями.

Среди проектов по цифровизации в рамках нефтедобычи в ПАО «Газпром нефть» можно назвать проект по разработке цифровой системы распределения нефти.

По словам генерального директора «Татнефти» Виталия Гатауллина, в основе цифровизации этой компании лежит эффективное использование данных (сбор, обработка и своевременное принятие управленческих решений в соответствии со стратегическими целями компании).

Также можно отметить проект компании в области системы управления эффективностью, реализованный в одном из обществ нефтегазодобывающего холдинга Ханты-Мансийского АО, в котором консультанты нашей компании приняли активное участие. «Система управления эффективностью» обеспечивает достижение потенциала эффективности деятельности предприятия путем оперативного контроля ключевых показателей и принятия решений при отклонении текущего состояния контролируемых показателей от целевого значения, с учетом вклада кросс-функциональной команды и каждого сотрудника.


 Госсектор
 

В рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика» перед органами государственной власти и органами местного самоуправления поставлены очень амбициозные задачи, в том числе в отношении цифровизации государственных и муниципальных услуг: к 2024 году 95 % массовых социально значимых услуг должны быть доступны полностью в электронном виде.

Республика Татарстан является регионом-флагманом, который одним из первых начал работу над цифровизацией государственных и муниципальных услуг. В 2020 году Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан продолжило ранее начавшуюся работу по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, по итогам которого с участием команды компании «Лин Вектор» было подготовлено 175 услуг к переводу в цифровой вид. К моменту завершения проекта, разработанные в процессе реализации проекта мероприятия, позволят снизить сроки предоставления услуг от 1,3 до 10 раз, в среднем – в 1,8 раз.


Какие условия облегчают переход к цифровым технологиям?

  • Стратегия. Она должна быть адаптирована под современные тренды и запросы внешней среды, также включать все основные этапы проведения ЦТ.
  • Вовлеченность руководителя. Каждый руководитель должен обладать глубоким пониманием происходящих изменений в организации, иметь авторитет среди подчиненных и уметь привлекать в процесс изменений персонал предприятия.
  • Люди и их уровень компетенций (профессиональные и личные, базовые цифровые и уровень цифровой культуры). Разная степень подготовки специалистов от региона к региону может стать серьезным препятствием на пути к цифровой трансформации. В связи с этим предприятиям необходимо практиковать подготовку и переподготовку свих кадров, а также использовать гибкие формы занятости.
  • Ресурсы. Цифровая трансформация в большинстве случаев – это затратный процесс, поэтому каждая организация должна определить для себя приоритеты и распределить ресурсы в соответствии с целями.  

Цифровая трансформация организации требует прохождения ряда этапов:

  1. Определение потребности.
  2. Диагностика, оценка цифровой зрелости.
  3. Подготовка к цифровизации.
  4. Разработка цифрового продукта.
  5. Тиражирование.

От того, насколько качественно будут пройдены эти этапы, будет зависеть эффективность работы компании не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.



 

Вас могут заинтересовать другие наши продукты
Цифровая трансформация в компаниях с государственным участием
Цифровая трансформация государственного управления
Цифровая трансформация в компаниях частного корпоративного сектора

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам