RU EN

Пути повышения эффективности предприятия

Современный руководитель понимает, что в сегодняшнем стремительно меняющемся мире нельзя стоять на месте. Очевидно, что нужно и важно повышать эффективность деятельности предприятия. Как однажды сказал Э.У. Деминг: «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью».

Эффективность – это соотношение достигнутого результата к ресурсам, которые были необходимы для его достижения. Это значит, что чем меньше ресурсов потрачено на достижение аналогичного результата, тем эффективнее процесс.

Существуют различные способы повышения эффективности деятельности предприятия, однако, в рамках данной статьи рассмотрим две модели:

  1. Классическая модель повышения эффективности деятельности предприятия с привлечением значительных инвестиций (см. Рис.1)
  2. Модель непрерывных улучшений.

Рис.1 Рис. 2

У каждой модели имеются свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Особенности классической модели:

  1. Существенное повышение эффективности деятельности компании в результате однократных мероприятий. При таком подходе происходит резкий скачок эффективности за счет внедрения новых технологий и инноваций.
  2. Значительные затраты на технические улучшения и каждое последующее улучшение может стоить дороже. Это связано с тем, что технологии и инновации требуют существенных финансовых вложений.
  3. Улучшения инициируют эксперты в кабинетах, которые не всегда знакомы с тонкостями производственного процесса, и это не всегда приводит к ожидаемым результатам. Бывает так, что закупается современное оборудование или новое программное обеспечение, но оказывается, что по тем или иным причинам их не удается внедрить на производстве. В итоге ресурсы потрачены, а эффекта нет.

Особенности непрерывных улучшений

Другой подход – повышать эффективность предприятия через оптимизацию процессов: снижать себестоимость продукции, устранять потери, повышать качество. Каковы особенности данного подхода?

  1. Многочисленные небольшие улучшения. Процесс улучшений идет непрерывно: немного сократили объемы незавершенного производства (НЗП), ввели адресное хранение на складе, оптимизировали процессы согласования в офисе и т.д. Подобно сложным процентам маленькие улучшения суммарно приносят значительный эффект, при этом они постоянны.
  2. Несущественные затраты на реализацию улучшений. Стоимость улучшений незначительна. Это связано с тем, что улучшения, к примеру, могут носить организационный характера. В иных случаях требуются финансовые вложения, но в неощутимом для компании размере.
  3. Улучшения разрабатывают и реализуют люди на своих рабочих местах. В рамках системы непрерывных улучшений предложения подают сами сотрудники компании, а также реализуют их. В связи с этим «приживаемость» изменений и степень вовлеченности сотрудников в процесс улучшений очень высокая.

Один из вариантов повышения эффективности компании с использованием модели непрерывных улучшений –  это реализация пилотного проекта по оптимизации участка или процесса с элементами трансформации системы управления и корпоративной культуры. Также в рамках этого проекта возможна подготовка технического задания на цифровизацию процесса.

У каждой модели имеются свои преимущества. При этом игнорировать какой-либо из них было бы глубоким заблуждением. Совместное применение классической модели и модели непрерывных улучшений приносят существенный синергетический эффект. Поэтому мы рекомендуем культивировать систему непрерывных улучшений, вдумчиво внедрять новые технологии для того, чтобы стать более устойчивым и конкурентоспособным предприятием.