- КлиентСборное обучение
- Сфера деятельностиНаучная, техническая деятельность
- РегионРоссия
- Цель проектаПодготовка Лин-тренеров
Результат:
Лин-тренеры разработали проекты по улучшениям с использованием инструментов Бережливого производства.
Представители ряда ВУЗов и производственного предприятия прошли подготовку по программе «Лин-тренер». Полученные знания участники самостоятельно применили в разработке проектов по улучшениям.
Лин-тренер – внутренний эксперт в области Бережливого производства. Он способен проводить внутрифирменное обучение, координировать проекты по улучшениям, развивать стандарты компании, быть лидером любых изменений.
В рамках подготовки участники прошли практическое обучение инструментам Лин в ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П.Титова» и попробовали собрать и проанализировать данные в рамках проекта «Бережливая поликлиника» в детской поликлинике г. Альметьевск.
В ходе обучения участники получили навыки применения инструментов Бережливого производства и Шесть Сигм, основные из которых:
- Навык анализа и оптимизации потоков в производстве (Картирование потоков создания ценности/ VSM);
- Навык балансировки процесса;
- Навык разработки Лин-планировки (проектирование цехов на принципах Лин);
- Навык применения технологии DMAIC (define, measure, analyze, improve, control — определение, измерение, анализ, совершенствование, контроль);
- Навыки применения передовых технологий, методов, приёмов, способов, алгоритмов в обучении персонала Бережливому производству.В течение программы, обучающиеся совместно с тренером, определили темы пилотных проектов. Цель проектов – оптимизация производственных процессов предприятия. Используя знания об инструментах Бережливого производства, участники разработали для своих и сторонних предприятий проекты, которые позволят улучшить пилотные процессы или участки.
Проект 1. «Оптимизация складских процессов на инструментальном складе РМЦ».
Проблематика проекта
При учете инструмента и оснастки возникает ряд проблем. В числе основных:
- Отсутствие адресного хранения
- Отсутствие общей базы данных
- Отсутствие планирования запроса на инструмент
- Необоснованное расширение номенклатуры и увеличение рисков простоев
- Контроль уровня запасов
- Не правильное размещения складского оборудования
План проекта
- Сделать новую карту склада, учитывая все требования и правила пожарной безопасности.
- Разделить карту на зоны. 1. Самая крупная зона — для токарной оснастки 2. Зона — для слесарного инструмента 3. Зона — для сварочного оборудования 4. Самая маленькая зона — для хоз. товаров.
- Определить зону приемки и отгрузки оснастки и инструмента.
- Организовать комнату для переодевания и отдыха кладовщиков. Найти удобные двухсторонние и односторонние стеллажи с модульной системой, т.е. стеллажи можно разделять на секции и менять высоту полок.
- К стеллажам подобрать ячейки разного размера, согласно размерам и объему оснастки и инструмента.
- Каждой ячейке присвоить адрес и внести в учетную программу.
- Заменить освещение. Покрасить в приятные, светлые тона стены
Экономический эффект
Расчет. 60 человек = 1 час (если каждый рабочий будет проводить на складе вместо 2 мин, всего 1 мин). 23 рабочих дня в месяц х 520 рублей в день = 11 960 рублей в день.
Экономический эффект: 143 520 рублей в год.
Проект 2. «Оптимизация участка и складирования листового металла».
Проблематика проекта
Проблемы возникающие при не оптимальном расположении материалов на складе:
- Затрачивается много времени при учете металла кладовщиком
- Лишние перемещения до трубогиба при изготовлении отводов
- Лишние движения и неудобства при поиске, загрузке и выгрузке листового метала
- Не удобное расположение
План проекта
- Сбор и анализ данных
- Разработка схемы планировки участка
- Реализация запланированного
- Установка стеллажей и перенос станка согласно разработанной схемы
- Проработка необходимых инструкций с персоналом
Экономический эффект: 78 603 рублей в год.
При затратах на изготовление стеллажей 33067 (руб. на материалы) + 52772 (руб. на чел/час) = 85839 руб. Окупаемость проекта около года.
Проект 3. «Кадровый состав инженерно-технического института».
Проблематика проекта
- Снижение возможности трансформации образовательного процесса
- Старение преподавательского состава
- Отсутствие притока молодых кадров
- Снижение возможности участия в грантовых конкурсах и НИР
- Не выполнение целевого показателя по удельному весу численности НПР без ученой степени до 30 лет
Цель проекта
Обеспечить в 2018 году удельный вес численности НПР возрастом до 30 лет без ученой степени до уровня 15 % от общей численности научно-преподавательских работников
Сбор и анализ данных
На этом этапе, с помощью диаграммы Исикавы, был проведен анализ источников проблем, проведен опрос студентов, составлена карта потока создания ценности: текущее и идеальное состояние.
Разработка мероприятий
В результате мозгового штурма были разработаны мероприятия по улучшениям. В результате приоретизации были выделены Топ-3: Формирование кадрового резерва, Конкурс «Учебный ассистент», Визуализация возможного карьерного роста с уровнем дохода.
Реализация мероприятий
На момент защиты проекта в рамках трех выбранных направлений запланированы шаги по реализации мероприятий:
- Проведение конкурса для студентов старших курсов и магистрантов «Учебный ассистент»
- Разработка и внедрение системы наставничества на кафедрах инженерно-технического института с целью подготовки резервистов
- Разработка курсов молодого преподавателя для резервистов
- Разработка информационного стенда о возможной карьерной траектории
- Внедрение улучшений, разработанных в ходе проекта, в другие процессы.
Проект 4. «Кадровый состав инженерно-технического института».
Проблематика проекта
Направление студента на практику:
- Фактические трудозатраты руководителя практики выше чем нормативные
- Несвоевременная подготовка документов для практики
Цель проекта
- Сокращение затрат труда руководителя практики
- Сокращение времени процесса направления студентов на практику, на 50%
- Повышение уровня организованности студентов в процессе направления их на практику на 50%
- Повышение удовлетворенности работников при взаимодействии с участниками процесса направления студентов на практику на 60%
Сбор и анализ данных
С помощью диаграммы Исикавы, был проведен анализ источников проблем, проведена оценка удовлетворенности процессом со стороны руководителя практики.
Итог — большая часть респондентов (75%) лишь частично удовлетворена организацией взаимодействия с сотрудниками отдела образовательных программ в ходе направления студентов на практику и 20% респондентов совершенно не удовлетворены данным взаимодействием.
Ключевые показатели текущего состояния потока создания ценности: длительность процесса 58 дней, время создания ценности – 2 дня. Основные потери потока создания ценности являются: ожидание документов, согласование, ожидание информации от подразделений, ожидание информации от студентов. По результатам анализа данных были разработаны мероприятия по улучшениям, некоторые из них: Организовать электронный документооборот, создать электронные подписи, автоматизировать формирование договоров и путевок.
Потенциальные результаты реализации проекта
- на 89% сократились трудозатраты руководителя практики (32 часа тратил руководитель практики на организацию студентов по определению места практики и оформлению документов; после предложенных мероприятий это время составило 3,5 часа на выдачу договоров и консультацию по практике)
- на 64% сократилось длительность процесса направления студентов на практику
- четкое понимание процесса направления студента на практику с первого курса; быстрый доступ к информации и наличие обратной связи; исключение вероятности отказа в месте прохождения практики по долгосрочному договору
- четкое разграничение зон ответственности в процессе направления студентов на практику; исключение потерь времени на операции не создающие ценности: перемещение, излишнее согласование, транспортировка, взаимное ожидание
Проект 5. «Совершенствование процесса изготовления технологической оснастки на предприятии ООО «Вириал».
ООО «Вириал» — ведущий производитель изделий промышленного назначения, получаемых с использованием технологий порошковой металлургии.
Проблематика проекта
Значительная задержка выполнения планов по производству технологической оснастки.
Цель проекта
Разработка мероприятий по сокращению задержек выполнения планов производства технологической оснастки.
В рамках этапа Сбор и анализ данных были проведены:
- Анализ элементов материального потока
- Анализ технологических маршрутов (составлены матрица технологических операций, матрица перемещений предметов производства, расчет длительности перемещений предметов производства)
- Анализ факторов (диаграмма причин и следствий для рассматриваемой проблемы
- Определение резервов повышения эффективности (составлена карта текущего состояния – процесс производства пресс-формы и процесс выполнения заказа по производству пресс-формы, проведена классификация вариантов реализации технологического процесса)
Разработка мероприятий
Предложение 1. Обоснование альтернативных вариантов процесса — унификация технологической оснастки
- Уменьшение длительности технологического цикла выполнения заказа по производству технологической оснастки
- Увеличение доли ценности в технологическом цикле выполнения заказа по производству технологической оснастки
- Увеличение доли длительности операций, добавляющих ценность, в технологическом цикле выполнения заказа по производству технологической оснастки
Потенциальные результаты
- Сокращение длительности технологического цикла на 10 %;
- Увеличение доли ценности в технологическом цикле выполнения заказа.
Предложение 2. Изменение расположения склада инструментального отделения и слесарно-сборочного участка
- Сокращение средних и суммарных протяженностей перемещения предметов производства в рамках технологического цикла изготовления изделия
- Уменьшение средней и суммарной длительности перемещения мастеров участков в рамках технологического цикла изготовления изделия
- Экономия рабочего времени мастеров отделений в рамках периода
Потенциальные результаты
- Сокращение суммарной длительности перемещений предметов производства в рамках технологического цикла на 35 %;
- Ежесменная экономия рабочего времени мастеров отделений.
Предложение 3. Внедрение стандартных операционных карт для наиболее трудоемких технологических операций
Потенциальные результаты
- Повышение производительности выполнения операций персоналом;
- Повышения качества предметов производства, обрабатываемых в рамках операций.
Отзывы Лин-тренеров
Дайте, пожалуйста, общую оценку обучению. Ваши общие комментарии и предложения.
«Обучение емкое, конкретное, практико-ориентированное.»
«Понравилось посещение поликлиники и на ее примере рассмотрение теоретического курса.»
«Тренеры имеют личный богатый опыт, что помогает лучше усваивать материал.»
Как Вы считаете, что улучшится в организации, после пройденного обучения?
«Понимание, что есть много потерь. Клиентоориентированность»
«Повыситься организация рабочего места. Появиться сбор данных для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.»
«Качество обслуживания потребителей в части работы моего структурного подразделения.»
Что Вы планируете изменить в компании после обучения?
«Повышу эффективность свой деятельности. Если дадут «добро», то и в целом по ВУЗу.»
Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять, в чем-то разобраться?
«Самое понятное — упражнение с насосами, картирование, работа в команде.»
«Практические упражнения и ситуации. Наличие рабочих тетрадей, чтобы делать расчеты и вписывать пояснения»
«Картирование потока. Рассмотрение стендов оперативного управления.»
«Как выполнять картирование. Личный опыт хронометража. Основы решения проблем.»
Узнайте больше о подготовке Лин-тренеров.