- КлиентМуниципальное унитарное предприятие, снабжающее население и предприятия водой
- Сфера деятельностиОбеспечение электроэнергией и газом. Водоснабжение.
- РегионРеспублика Татарстан
Цель проекта:
- Сократить время протекания процесса реагирования на аварию (время от момента приёмки заявки до момента выезда на аварию);
- Сократить время устранения аварии;
- Сократить количество переходящих заявок на следующие сутки;
- Увеличить выработку по количеству выполненных заявок за сутки.
Результат:
- Время протекания процесса реагирования на аварию (время от момента приёмки заявки до момента приезда на аварию) сокращено на 10%;
- Время протекания процесса устранения аварии сокращено на 10%;
- Выработка на одну бригаду в количестве выполненных заявок увеличилась в 2 раза;
- Незавершенное производство (НЗП) в количестве переходящих на следующую смену заявок на аварию за сутки сокращено в 2 раза.
Реализация проекта на муниципальном унитарном предприятии, отвечающем за снабжение населения города водой, осуществлялась в рамках национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Проект был реализован консультантами «Лин Вектор» и Региональным центром компетенций (РЦК) Республики Татарстан при поддержке Министерства промышленности и торговли Татарстана.
Проект стартовал с обучения сотрудников предприятия по теме «Базовый курс по производственной системе». На примере имитационной игры «Производство бензонасосов» сотрудниками предприятия были освоены на практике основные подходы к выстраиванию потока без непроизводительных потерь.
Для дальнейшего развития Лин-компетенций сотрудников предприятия консультантами были проведены площадочные обучения на базе предприятия по темам:
- Методика реализации проекта по оптимизации продуктового потока/процесса;
- Декомпозиция целей;
- Эффективный информационный центр (ИЦ);
- Стандартизированная работа;
- Организация рабочего пространства по принципам 5С;
- Картирование материальных и информационных потоков;
- Методика решения проблем.
Был произведен отбор кандидатов на внутренних тренеров – работников предприятия. Внутренние тренеры – это агенты улучшений на предприятии, которые будут не только осуществлять и поддерживать проектную деятельность, но и проводить обучения сотрудников и оказывать консультационную поддержку по вопросам реализации инструментов Бережливого производства.
На следующем этапе руководитель проекта совместно с консультантами провели работу по анализу, выбору и мониторингу пилотного процесса:
- Провели декомпозицию целей предприятия до измеримых физических показателей;
- Выбрали основные показатели деятельности предприятия и определили основные факторы, которые влияют на них;
- На основе полученных данных дерева целей выбрали пилотный поток и провели анализ его ключевых показателей эффективности;
- Внедрили визуальные информационные центры и ключевые показатели пилотного процесса уровня предприятия, диспетчерской службы и бригад по раскопкам;
- Внедрили визуальное управление проектной деятельностью с использованием стенда проекта с постоянной актуализацией данных участниками команды.
Для реализации проекта был выбран процесс проведения аварийных земляных работ с раскопками.
Обоснование выбора:
- Вероятность увеличения потребителей, неудовлетворенных качеством проведения аварийных работ;
- Вероятность увеличения потребителей, неудовлетворенных сроками поставки воды;
- Высокие затраты на устранение аварийных случаев;
- Высокие затраты на Фонд оплаты труда;
- Высокие затраты на материалы;
- Улучшение внутригородской инфраструктуры в последствии.
С помощью инструментов Бережливого производства в процессе были выявлены проблемы и поставлены цели по их устранению.
Для более подробного изучения процесса и выявления непроизводительных потерь консультанты провели хронометражи аварийных земляных работ с раскопками на сетях водоснабжения.
Проблемы процесса:
- Длительный сбор на аварию (получение материалов для устранения аварии);
- Длительная организация работ на месте аварии (поиск места течи);
- Длительные перемещения материалов/инструментов на месте аварии. Поиск инструментов в отсеке фургона;
- Ожидание техники на месте аварии;
- Длительное время протекания процесса – непосредственное устранение аварии;
- Большое количество переходящих заявок на аварии на следующие сутки.
Цели проекта были направлены на:
- Сокращение времени протекания процесса реагирования на аварию (время от момента приёмки заявки до момента выезда на аварию);
- Сокращение времени устранения аварии;
- Сокращение количества переходящих заявок на следующие сутки;
- Увеличение выработки по количеству выполненных заявок за сутки.
В проект были вовлечены и утверждены приказом эксперты пилотного процесса проведения аварийных земляных работ с раскопками: главный инженер, начальник аварийно-диспетчерской службы, заместитель начальника управления водопроводным хозяйством, заместитель начальника управления канализационным хозяйством, начальник автотранспортного цеха, начальник службы управления персоналом, и.о. начальника финансово-экономического отдела.
Совместно с командой проекта был проведён более детальный анализ выбранного процесса:
- Построена диаграмма ПВПРК (поставщик, входы, процесс, результат, клиент), определены границы процесса.
- Построена карта текущего состояния процесса, определены проблемы, влияющие на время протекания процесса, количество переходящих заявок на аварии на следующую смену и выработку в смену.
- Выбран перечень причин, которые в большей степени влияют на возникновение проблем в процессе и имеют высокий эффект от устранения.
- Проведены хронометражи, построены диаграммы Спагетти по операциям и процессам, где чаще всего наблюдаются непроизводительные потери времени, ресурсов.
Результатом стратегической встречи по обсуждению итогов диагностики стал перечень узких мест процесса и мероприятий по их оптимизации. Подробнее о проблемных местах в проекте и решениях читайте в следующем материале.