RU EN
RU EN

Ценность и потери

Процесс — это отдельное действие или совокупность взаимосвязанных действий (операций), направленных на преобразования исходных данных (сырья, материалов, информации и т. д.) в значимые для бизнеса результаты.

Каждый процесс имеет вход процесса — продукт, необходимый для выполнения бизнес-процесса. При выполнении процесса вход преобразуется в выход.

Выход процесса (результат, продукт, услуга) — материальный или информационный объект, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами. Результат выполнения процесса может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса. 

Любой процесс состоит из двух видов действий:

  1. Действия, добавляющие ценность. Ценность – совокупность свойств продукта или услуги, за которые потребитель готов заплатить поставщику, потому что продукт или услуга устраивают потребителя по всем параметрам.

Итак, действия, добавляющие ценность, преобразуют исходные материалы (информацию) в продукт, который необходим клиенту.

  • В свою очередь, любые действия, потребляющие ресурсы, но не добавляющие ценности продукту или услуге, относятся к потерям. Потери бывают двух видов:

Потери 1-го рода это действия, которые не создают ценности, но без которых невозможно произвести продукт или услугу.

Потери 2-го рода – это любые действия, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для клиента. Например, простои в ожидании транспорта, материала и оборудования, брак в работе (повторные работы), лишние передвижения, поиск инструмента и т.д.

Существует 8 видов потерь:

  1. Перепроизводство – ситуация, когда продукт/услуга производится в большем объеме, чем требуется процессу/потребителю/клиенту.

Причины:

  • Изготовление продукции, на которую отсутствует потребность (заказ).
  • Производство в объеме большем, чем нужно на текущий момент.
  • Неритмичность поставок сырья, материалов.
  • Невозможность быстрой переналадки оборудования.

Последствия:

  • Продукция, произведенная в излишнем объеме, занимает дополнительное место.
  • В процессе хранения на готовой продукции появляются дефекты и происходит утеря качества (образуются вмятины, царапины, сколы, ржавчина).
  • Выполняются ненужные работы (потери) по перекладыванию, учету, хранению излишней продукции.
  • Неоправданный расход сырья.
  • Нерациональное использование рабочего времени.

2. Избыток запасов. Следующий вид потерь – это избыток запасов, т.е. хранение большего (чем необходимо) количества материалов, информации, трудовых, временных и прочих ресурсов.

Причины:

  • Брак, дефекты в работе.
  • Поставка МТР «про запас», «на всякий случай».
  • Перепроизводство.
  • Неэффективность работы по потоку.
  • Некорректное бюджетирование и планирование.

Последствия:

  • Не выявленные проблемы в процессах (качества, логистики, организации работ, завышенные сроки ремонтов и т.д.).
  • Загромождение производственных площадей.
  • Потеря (снижение ликвидности) продукции в связи с изменением технологии и оборудования.
  • Привлечение дополнительной рабочей силы.
  • «Замораживание» денежных средств, т.к. деньги, вложенные в сырьё (материалы), не используются.

3. Ожидание (простои) – задержка времени между окончанием одной операции и началом следующей.

Причины:

  • Поломки оборудования.
  • Отсутствие необходимых документов.
  • Ожидание распоряжений руководства.
  • Отсутствие техники.
  • Сбой при поставке сырья, материалов.
  • Ожидание информации об очередной операции.
  • Наблюдение за работой автоматического оборудования.

Последствия:

  • Увеличение времени на изготовление единицы продукции.
  • Снижение производительности.
  • Работа «вхолостую».
  • Остановка всего процесса.
  • Демотивация персонала.

4. Транспортировка – лишнее и непродуктивное перемещение материалов, продуктов, деталей или информации.

Причины:

  • Неэффективность планирования работ
  • Разбросанность рабочих мест, участвующих в потоке создания ценности, по территории предприятия, цеха, участка
  • Удаленность участков, цехов, складских помещений
  • Нерациональное размещение оборудования и техники
  • Действия рабочих не выстроены в один поток и не отрегулированы с точки зрения затрат
  • Расположение разных стадий одного процесса на расстоянии.

Последствия:

  • Излишний расход ГСМ.
  • Потери времени на ожидание погрузчика, кранов, тележек и т.д.
  • Появление новых (нерегламентированных и спонтанных) мест хранения МТР.
  • Снижение производительности и эффективности процесса.
  • Риск повреждения продукции при транспортировке.

5. Лишние движения — лишнее и непродуктивное передвижение людей между различным оборудованием, объектами, зонами и т.д.

Причины возникновения лишних движений:

  • Отсутствие стандартизации работы.
  • Низкая эргономичность рабочего места, оборудования.
  • Нерациональная планировка рабочей зоны.

Последствия:

  • Расход энергии на ненужные наклоны, приседания, переходы.
  • Утомляемость, эмоциональное напряжение.
  • Рост травматизма и профзаболеваний.
  • Снижение производительности труда.

6. Лишняя обработка — придание продукту свойств, качеств, которые не требуются потребителю.

Причины излишней обработки:

  • Непонимание того, что нужно клиенту.
  • Непродуманное конструктивное решение.
  • Отсутствие стандартов.
  • Несоответствие используемого сырья, материала, инструмента.

Последствия:

  • Выполнение большего объема работ, чем требуется клиенту.
  • Увеличение времени производства.
  • Дополнительный расход материалов, энергии.
  • Увеличение себестоимости.

7. Переделка (дефекты)

Дефекты – затраты на исправление или повторное выполнение уже сделанной работы, в которой обнаружены дефекты. К потерям в результате дефектов относится любая обработка, которая привела к появлению дефектов и дополнительная обработка, необходимая для их устранения. Дефект (как внутренний, так и внешний) влечет за собой обработку продукта, которая не увеличивает его ценность. Очевидно, что на выполнение качественной работы с одного раза требуется меньше времени, чем на то, чтобы ее переделать. Переделка – это потери, которые повышают себестоимость и приводят к значительному увеличению сроков получения качественного продукта.

Причины дефектов:

  • Нарушение технологии.
  • Несоответствующие инструменты, некачественный материал, низкая квалификация сотрудников.
  • Неиспользование системы встроенного качества и защиты от ошибок.
  • Отсутствие стандартизированной работы.
  • Отсутствие должного контроля.

Вследствие этого появляются:

  • Затраты на перевыпуск продукции, утилизацию, сырье.
  • Дополнительный объём незапланированных работ (перевозки, контроль).
  • Задержка сроков отгрузки продукции клиенту.
  • Снижение уровня удовлетворенности клиента.

8. Незадействованный потенциал персонала.

Это ситуации, когда труд людей используется нерационально. Например, когда персонал выполняет задачи, не требующие для создания ценности всех имеющихся у него знаний, навыков и способностей. Последствиями этих потерь является низкая вовлеченность сотрудников, текучесть кадров, отсутствие доверия между работодателями и работниками.

Потери увеличивают себестоимость продукта, но не его ценность, поэтому основные усилия по улучшениям, в первую очередь, должны быть направлены на устранение потерь.  

Построение эффективной системы управления оборудованием (ТРМ)
Лин-лаборатория (Фабрика процессов) «Управление оборудованием / механообработка»
Личное: Внедрение целевой модели управления техническим обслуживанием и ремонтами производственных активов

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам