Процесс — это отдельное действие или совокупность взаимосвязанных действий (операций), направленных на преобразования исходных данных (сырья, материалов, информации и т. д.) в значимые для бизнеса результаты.
Каждый процесс имеет вход процесса — продукт, необходимый для выполнения бизнес-процесса. При выполнении процесса вход преобразуется в выход.
Выход процесса (результат, продукт, услуга) — материальный или информационный объект, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами. Результат выполнения процесса может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса.
Любой процесс состоит из двух видов действий:
- Действия, добавляющие ценность. Ценность – совокупность свойств продукта или услуги, за которые потребитель готов заплатить поставщику, потому что продукт или услуга устраивают потребителя по всем параметрам.
Итак, действия, добавляющие ценность, преобразуют исходные материалы (информацию) в продукт, который необходим клиенту.
- В свою очередь, любые действия, потребляющие ресурсы, но не добавляющие ценности продукту или услуге, относятся к потерям. Потери бывают двух видов:
Потери 1-го рода – это действия, которые не создают ценности, но без которых невозможно произвести продукт или услугу.
Потери 2-го рода – это любые действия, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для клиента. Например, простои в ожидании транспорта, материала и оборудования, брак в работе (повторные работы), лишние передвижения, поиск инструмента и т.д.
Существует 8 видов потерь:
- Перепроизводство – ситуация, когда продукт/услуга производится в большем объеме, чем требуется процессу/потребителю/клиенту.
Причины:
- Изготовление продукции, на которую отсутствует потребность (заказ).
- Производство в объеме большем, чем нужно на текущий момент.
- Неритмичность поставок сырья, материалов.
- Невозможность быстрой переналадки оборудования.
Последствия:
- Продукция, произведенная в излишнем объеме, занимает дополнительное место.
- В процессе хранения на готовой продукции появляются дефекты и происходит утеря качества (образуются вмятины, царапины, сколы, ржавчина).
- Выполняются ненужные работы (потери) по перекладыванию, учету, хранению излишней продукции.
- Неоправданный расход сырья.
- Нерациональное использование рабочего времени.
2. Избыток запасов. Следующий вид потерь – это избыток запасов, т.е. хранение большего (чем необходимо) количества материалов, информации, трудовых, временных и прочих ресурсов.
Причины:
- Брак, дефекты в работе.
- Поставка МТР «про запас», «на всякий случай».
- Перепроизводство.
- Неэффективность работы по потоку.
- Некорректное бюджетирование и планирование.
Последствия:
- Не выявленные проблемы в процессах (качества, логистики, организации работ, завышенные сроки ремонтов и т.д.).
- Загромождение производственных площадей.
- Потеря (снижение ликвидности) продукции в связи с изменением технологии и оборудования.
- Привлечение дополнительной рабочей силы.
- «Замораживание» денежных средств, т.к. деньги, вложенные в сырьё (материалы), не используются.
3. Ожидание (простои) – задержка времени между окончанием одной операции и началом следующей.
Причины:
- Поломки оборудования.
- Отсутствие необходимых документов.
- Ожидание распоряжений руководства.
- Отсутствие техники.
- Сбой при поставке сырья, материалов.
- Ожидание информации об очередной операции.
- Наблюдение за работой автоматического оборудования.
Последствия:
- Увеличение времени на изготовление единицы продукции.
- Снижение производительности.
- Работа «вхолостую».
- Остановка всего процесса.
- Демотивация персонала.
4. Транспортировка – лишнее и непродуктивное перемещение материалов, продуктов, деталей или информации.
Причины:
- Неэффективность планирования работ
- Разбросанность рабочих мест, участвующих в потоке создания ценности, по территории предприятия, цеха, участка
- Удаленность участков, цехов, складских помещений
- Нерациональное размещение оборудования и техники
- Действия рабочих не выстроены в один поток и не отрегулированы с точки зрения затрат
- Расположение разных стадий одного процесса на расстоянии.
Последствия:
- Излишний расход ГСМ.
- Потери времени на ожидание погрузчика, кранов, тележек и т.д.
- Появление новых (нерегламентированных и спонтанных) мест хранения МТР.
- Снижение производительности и эффективности процесса.
- Риск повреждения продукции при транспортировке.
5. Лишние движения — лишнее и непродуктивное передвижение людей между различным оборудованием, объектами, зонами и т.д.
Причины возникновения лишних движений:
- Отсутствие стандартизации работы.
- Низкая эргономичность рабочего места, оборудования.
- Нерациональная планировка рабочей зоны.
Последствия:
- Расход энергии на ненужные наклоны, приседания, переходы.
- Утомляемость, эмоциональное напряжение.
- Рост травматизма и профзаболеваний.
- Снижение производительности труда.
6. Лишняя обработка — придание продукту свойств, качеств, которые не требуются потребителю.
Причины излишней обработки:
- Непонимание того, что нужно клиенту.
- Непродуманное конструктивное решение.
- Отсутствие стандартов.
- Несоответствие используемого сырья, материала, инструмента.
Последствия:
- Выполнение большего объема работ, чем требуется клиенту.
- Увеличение времени производства.
- Дополнительный расход материалов, энергии.
- Увеличение себестоимости.
7. Переделка (дефекты)
Дефекты – затраты на исправление или повторное выполнение уже сделанной работы, в которой обнаружены дефекты. К потерям в результате дефектов относится любая обработка, которая привела к появлению дефектов и дополнительная обработка, необходимая для их устранения. Дефект (как внутренний, так и внешний) влечет за собой обработку продукта, которая не увеличивает его ценность. Очевидно, что на выполнение качественной работы с одного раза требуется меньше времени, чем на то, чтобы ее переделать. Переделка – это потери, которые повышают себестоимость и приводят к значительному увеличению сроков получения качественного продукта.
Причины дефектов:
- Нарушение технологии.
- Несоответствующие инструменты, некачественный материал, низкая квалификация сотрудников.
- Неиспользование системы встроенного качества и защиты от ошибок.
- Отсутствие стандартизированной работы.
- Отсутствие должного контроля.
Вследствие этого появляются:
- Затраты на перевыпуск продукции, утилизацию, сырье.
- Дополнительный объём незапланированных работ (перевозки, контроль).
- Задержка сроков отгрузки продукции клиенту.
- Снижение уровня удовлетворенности клиента.
8. Незадействованный потенциал персонала.
Это ситуации, когда труд людей используется нерационально. Например, когда персонал выполняет задачи, не требующие для создания ценности всех имеющихся у него знаний, навыков и способностей. Последствиями этих потерь является низкая вовлеченность сотрудников, текучесть кадров, отсутствие доверия между работодателями и работниками.
Потери увеличивают себестоимость продукта, но не его ценность, поэтому основные усилия по улучшениям, в первую очередь, должны быть направлены на устранение потерь.