RU EN
RU EN

Методика бережливого производства. Меняясь, становиться совершеннее.

Лет десять назад в российском бизнес-сообществе появился интерес к организации производственных процессов по системе «бережливого производства», которую связывают с японской компанией Toyota. В области коучинга и обучения лин-технологиям (методика бережливого производства) с 2006 года работает компания «Лин Вектор». За это время ее тренерами-консультантами было реализовано уже порядка 70 проектов на более чем ста российских предприятиях машиностроительной, нефтегазодобывающей, строительной и других отраслей, а также в административной, образовательной, медицинской и других сферах.

Как приживается «японское детище» на российской почве, какие результаты дает внедрение методики «бережливого производства»? Об этом мы говорим с директором группы «Лин Вектор» Маратом Хусаиновым и его заместителем Натальей Чупиной.

Могли бы вы как ведущие тренеры-консультанты по лин-технологиям сформулировать главную цель своей работы?

Марат: 
— Мы хотим, чтобы наши компании-партнеры развивались и добивались успеха, ни в чем не отставая от лидеров в своей отрасли. Глобально свою задачу мы видим в развитии на более высоком уровне промышленности и сферы услуг в регионе, стране.

Можно ли осилить такую задачу с помощью лин-технологий (методика бережливого производства)?

Наталья: 
— Это апробированный путь к ее решению. Лин-подход консолидирует в себе лучшие практики в области менеджмента, и в то же время он очень легок в применении. Это система организации процессов, направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации и достижение ее долгосрочной конкурентоспособности. Методика бережливого производства имеет в основе три базовых элемента: ориентация на потребителя, исключение потерь и вовлечение персонала в процесс непрерывных улучшений. Лин трансформирует культуру компании, делает ее более клиентоориентированной, более гибкой.

Ваши преимущества — в чем они?

Наталья: 
— В том, что мы стараемся войти с компаниями в тесную взаимосвязь, работая и на уровне руководства, и на уровне среднего и низового звеньев. Со всеми категориями персонала стремимся наладить контакт и за то время, которое осуществляется проект, сформировать в компании зачатки иной культуры, а у руководителей — иное отношение к работе с людьми, к работе с проблемами.

Марат: 
— Таким образом мы помогаем реализовать нашим заказчикам следующий шаг в развитии их компаний. Методика бережливого производства позволяет трансформировать «старые привычки» в новые «правила игры», основанные на вовлечении всего персонала в процесс непрерывных улучшений. Как вы понимаете, это непростая задача. И мы реализуем ее посредством проектов.

Анализируете ли вы, каких результатов добиваются предприятия, которые работают с вами?

Марат: 
— Конечно, мы стараемся это делать. Результаты часто лежат в плоскости повышения производительности, сокращения сроков производства продукции, сокращения уровня запасов. А следствие всего этого — экономический эффект (хотя он не является самоцелью). Почти в половине проектов у нас есть подтвержденный экономический эффект. В то же время важно понимать, что изменение культуры — очень сложный и долгий процесс, и не надо от него ждать моментальных результатов. Нередко эффект бывает совершенно другого плана. К примеру, когда люди в организации начинают лучше понимать свои задачи, налаживают учет, упрощают процессы, начинают «разговаривать на одном языке» между собой. Так, в ходе реализации проекта «Логистика запасов» в ООО «РИАТ» нам удалось ускорить оборачиваемость ТМЦ на 8,12%, оборачиваемость активов на 35,4 %, сократить трудоемкость проведения инвентаризации на 1320 часов, высвободить 255 тарных мест. Проект «Оптимизация процесса «Капитальный ремонт автомобилей» в ООО АРЗ «КОРИБ» дал повышение производительности на 57%, сокращение количества дефектов в два раза. Таких примеров можно привести много.

Всегда ли компании, прибегающие к вашим услугам, могут рассчитывать на столь положительные изменения?

Марат: 
— По нашему опыту, только 20-30% предприятий добиваются реальных результатов в применении лин-технологий. Есть ряд условий для успешной реализации изменений. В первую очередь, важно вовлечение первых лиц — им надо пожертвовать своим вниманием, временем, терпением. Важно работать с людьми, разбираться в причинах проблем. Вообще считается, что методика бережливого производства эффективна для компаний, которые уже в большей или меньшей степени утвердились на рынке и нацелены на долгосрочную перспективу. Тем, кто хочет быстро подняться, снять сливки и уйти с рынка, нет смысла вкладываться в освоение лин-технологий. Думается, что востребованность подхода, популяризируемого нашей фирмой, — один из показателей того, что игроки российского рынка в полной мере осознали необходимость перестройки своего бизнеса, и лин-технологии — надежный инструментарий для достижения этой цели.

Беседовала Ирина ЯКОВЛЕВА

Вам может быть интересна технология реализации проекта по развитию Бережливого производства.

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам