RU EN

Использование Лин-лаборатории в учебном процессе вуза

В настоящее время инновационные методы активного обучения, к которым относятся и деловые-игры, становятся основным трендом в развитии системы образования. Это обусловлено тем, что современные методы по сравнению с традиционным стилем преподавания обладают рядом значимых преимуществ. Например, игровая подача материала способствует большей вовлеченности обучаемых, игра насыщена содержательной обратной связью и способствуют активному взаимодействию между обучаемыми. Также бизнес-игра способствует быстрому накоплению прикладного опыта, так как позволяет опробовать разноплановые стратегические направления для решения проблем, проиграть различные сценарии развития событий в безрисковой зоне и определить, как необходимо развернуть ситуацию для достижения поставленных целей.

В основе бизнес-игр, реализуемых в Лин-лаборатории (Фабрике процессов), лежит моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалистов и руководителей предприятий, организаций во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. В настоящее время компанией «Лин Вектор» накоплен богатый опыт адаптации данных бизнес-игр под учебные программы вузов. Практика показала, что при организации обучения определенным дисциплинам с опорой на бизнес-игры компании «Лин Вектор», достигается множество положительных эффектов.

К важнейшим можно отнести сглаживание противоречий между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Кроме того, внедрение в учебный процесс вузов бизнес-игр  способствует формированию у студентов познавательных и профессиональных мотивов и интересов; развивает у них системное мышление; способствует передаче целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах; воспитывает ответственное отношения к делу и уважение к социальным ценностям, установкам коллектива и общества; формирует умения и навыки социального взаимодействия, а также совместного принятия решений.

Бизнес-игры, реализуемые в «Лин-лаборатории», имеют мультидисциплинарный характер, благодаря чему можно одновременно развивать у студентов как знания и умения, специфичные для конкретных профессий (hard skills), так «гибкие» навыки (soft skills). Наиболее востребованными бизнес-играми являются симуляции «Завод по сборке бензонасосов» (Производственный поток) и «Отдел продаж» (Офисный поток). Применение данных игр в учебных программах вузов формирует у студентов такие универсальные компетенции, являющиеся общими для укрупненной группы специальностей «Экономика и управление» 38.03.00 (ФГОС 3++), как системное и критическое мышление УК-1, командная работа и лидерство УК-3, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность УК-10.

В то же время имеются и ограничения по применению бизнес-игр в образовательных программах вузов. Они обусловлены тем, что деловые игры изначально разрабатывались для корпоративного обучения, то есть предназначены для сотрудников компаний, которые, в отличие от студентов, уже имеют базовые профессиональные знания и практический опыт. Также в основе корпоративного обучения и вузовских учебных программ лежит разная логика подачи материала.

Процесс обучения в вузах жестко регламентирован, теоретические и практические занятия разделены и разбиты на двухчасовые учебные циклы. Иначе выстраиваются курсы корпоративного обучения. Например, наиболее востребованный двухдневный базовый курс, основанный на бизнес-играх компании «Лин Вектор», имеет продолжительность 16 академических часов. При этом логика курса строится на том, что обучающие изначально попадают в моделируемую проблемную ситуацию, для её решения пытаются применить имеющиеся знания и навыки, убеждаются, что их недостаточно для решения проблемы, получают новые знания, активно тестируют полученные знания. В этом случае теория и практика составляют единый учебный цикл.  Такая структура оптимальна для корпоративного обучения, но неприменима для традиционных учебных программах вузов. Поэтому компания «Лин Вектор» материалы адаптирует под учебный процесс вузов.

Межпредметный характер курсов, построенных на бизнес-играх, позволяет в Лин-лаборатории (Фабрика процессов) компании «Лин Вектор» проводить лабораторные, практические и теоретические занятия по разным дисциплинам. Практика показывает, что на базе бизнес-игр компании «Лин Вектор» можно организовывать занятия по следующим учебным предметам:

 — технологии и методы бережливого производства;

— бережливое производство;

— лин-менеджмент;

— управление изменениями;

— управление потоками и процессами в управлении качеством;

— организация и управление в системах менеджмента;

—  методы принятия управленческих решений;

—  управление операциями;

—  производственный менеджмент;

— операционный менеджмент;

—  производственная логистика;

—  складская логистика.

С учетом специфики учебного процесса вуза бизнес-игры, реализуемые в Лин-лаборатории (Фабрике процессов), разбиваются на несколько лабораторных работ и практических занятий, а теоретический материал делится по темам лекционных занятий.  В этом случае для вузов комплект поставки Лин-лаборатории (Фабрики процессов) компании «Лин Вектор» будет включать два блока:

  1. Набор, необходимый для организации и проведения учебной игры. Он состоит из материальной части (мебель, оборудование, оснастка, инструменты, сборочные единицы, элементы визуализации, средства индивидуальной защиты), методической части (паспорт лаборатории, комплект инструкций для участников, комплект форм для имитации процесса, набор форм мониторинга показателей, презентационный материал, рабочие тетради для участников обучения, карманный справочник участника, видеофильмы, методические рекомендации, а также ряд услуг (доставка, сборка, обучение, сопровождение).
  2. Набор, необходимый для проведения занятий в рамках учебной программы дисциплины. Включает структуру курса (Бережливое производство или аналогичные дисциплины) и список источников. Также в случае необходимости заказчику предоставляются: конспект лекций, методические рекомендации по проведению лабораторных работ, методические рекомендации по проведению практических занятий, методические рекомендации по проведению самостоятельной работы (контрольные работы), кейсовые задания, тесты.
Вас могут заинтересовать наши услуги и кейсы
Комплект «Производственный поток с элементами оперативного управления и складской логистики»
Комплект «Офис на производственном предприятии»
Первая нефтяная Лин-лаборатория в ХМАО

ОЦЕНИТЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оценить