Концепция бережливого производства, или Lean-подход в менеджменте, помогает компаниям повысить ценность продукта для покупателя и свести к минимуму скрытые потери. При этом главный фокус всегда остается на клиентоориентированности, а оптимизация трудовых и материально-технических ресурсов достигается как следствие.
Термин «бережливое производство» появился в русскоязычной среде после публикации книги Дэниела Джонса и Джеймса Вумека Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. Именно так перевели название идеологии. Но многие консалтинговые компании и коучи предпочитают использовать исходную версию — «лин» или «Lean-философия», — а не локализацию.
История развития концепции
Понятие зародилось в послевоенной Японии. Это была еще преимущественно аграрная страна, ее промышленность находилась в упадке. Необходимо было повысить эффективность производства с минимальными затратам. Вклад в становление промышленности Японии, которая теперь одна из самых развитых и передовых в мировой экономике, внесла автомобилестроительная корпорация «Тойота».
Первые принципы лин-философии внедрил в производственную систему компании Toyota изобретатель Сакити Тоёда. Он разработал технологию автономизации. Интеллектуальное оборудование при обнаружении проблем сигнализировало о неполадках и останавливалось, не тиражируя далее бракованные детали. Работу по оптимизации продолжил его сын Киитиро Тоёда. Он внедрил в производство инструмент «точно в срок», или JIT (Just in Time).
Окончательно философия сформировалась к 1950-м годам и получила название lean production. Большой вклад в ее развитие внес топ-менеджер корпорации Toyota Тайити Оно. Он разработал Toyota Production System, на основе которой и сформулирована концепция бережливого производства.
Философия «лин» делит производственные операции на две группы: увеличивающие значимость продукта для покупателя и не добавляющие ценности. Согласно концепции, вторые приводят к потерям. Нужно стремиться их минимизировать или вовсе избегать.
Тайити выделил несколько видов потерь:
· формирование товарного излишка: компания производит больше продукции, чем покупатель способен приобрести;
· ненужные этапы обработки — явление связывают с проявлением оверинжиниринга (усложнения производства), добавлением свойств, не нужных клиенту, несовершенствами технологии;
· лишние перемещения — например, транспортировка товара для фасовки в другой цех вместо создания единой производственно-упаковочной линии;
· ненужные запасы материалов — они отвлекают оборотные средства, занимают лишнее место;
· лишнее ожидание — например, если сотрудник ждет окончания предыдущей операции, а его станок уже свободен;
· потери ввиду брака, который нужно переделывать, тратя время и ресурсы.
Некоторые эксперты добавляют к основным причинам нереализованный потенциал сотрудников, переработки и прерывистый график. Современное производство и технологические процессы отличаются от тех, что были во времена Тайити Оно, поэтому некоторые типы потерь в системе менеджмента переосмысляют, находят новые причины их возникновения. Сам промышленник считал проблему перепроизводства основной. Она актуальна и сейчас, так как многие компании работают по бизнес-модели fast fashion, основанной на изготовлении больших объемов одежды, обуви, аксессуаров при стремительно сменяющихся коллекциях.
Инструменты бережливого производства
Лин-технология включает несколько методов для устранения потерь производства и повышения эффективности. Первые инструменты внедряли еще на ранних этапах развития предприятия «Тойота»: автономизацию (по-японски «дзидока») и «точно в срок». Впоследствии выделили еще несколько элементов, которые используются для рационализации современных бизнес-процессов.
Система 5S
Цель инструмента — навести и поддерживать порядок на рабочем месте. При этом метод подходит как для офисных сотрудников, так и для рабочих. Организация рабочего места включает пять принципов:
- соблюдение порядка: например, располагать инструменты в той последовательности, в которой они понадобятся для работы;
- сортировку: разделение вещей на нужные и бесполезные, избавление от последних;
- соблюдение чистоты: регулярную уборку рабочего места;
- совершенствование: генерацию новых идей для улучшения, вовлеченность в процесс;
- соблюдение стандартов: создание рабочей инструкции, чтобы сотрудникам было легче придерживаться метода 5S.
Внедрение системы помогает повысить производительность труда: сотрудники не тратят время на поиск инструментов, допускают меньше ошибок из-за беспорядка или неисправного оборудования.
Кайдзен
В переводе с японского — «улучшение». Философия заключается в постоянном совершенствовании продукта, производственных процессов и других аспектов. Компании, практикующие кайдзен-подход, используют принцип открытости, признают проблемы своей продукции, если они обнаруживаются, стремятся к первостепенности качества. В литературе по методу отмечают положительное влияние философии на психологию сотрудников: они достигают больших успехов в работе, смягчается негативная реакция на изменения. Поэтому внедрение кайдзена эффективно совмещается с другими инструментами, например 5S.
Вытягивание
Поточное производство, или система Pull Production, подразумевает изготовление продукции на каждом этапе в том объеме, который потребуется для следующего. Финальный выход определяется потребностями покупателя. Противопоставляется выталкивающей схеме, когда объемы ограничены только производительностью оборудования. Устраняет сразу много видов потерь: перерасход, лишние операции и перемещения.
«Точно в срок» (JID)
Логистическая концепция заключается в том, чтобы доставлять материалы и компоненты только к тому моменту, когда они станут необходимы для следующего этапа производства, упаковки или реализации. Минимизируется лишнее ожидание, простой оборудования и персонала. Система актуальна не только для производства, но и для других сфер. Инструмент внедряют, как правило, в «вытягивающей» технологии производства совместно с методикой Kanban.
Канбан
Методика впервые была применена на производстве, затем вошла в систему управления проектами. Помогает визуализировать и распределять задачи между сотрудниками. В офисе инструмент может работать следующим образом: на листе или доске рабочее поле делят на столбцы со значениями, например «Новая», «В работе», «На проверке» и «Выполнено». Задачи, их статус и количество зависят от специфики проекта. Система легла в основу программ, которые удобно использовать для координации офисных и удаленных сотрудников. Метод работает совместно с принципами JID и вытягивания.
Защита от дурака
Японское название инструмента — пока-ёкэ. Смысл концепции в том, что производитель предусматривает защиту от неверных действий человека, которые могут привести к порче оборудования, браку или травме. Например, разрабатывают станки, лезвия которых способны моментально останавливаться при контакте с пальцами. В бытовых приборах (утюгах, выпрямителях волос) установлена система, выключающая технику при достижении предельной температуры.
В рамках бережливого производства концепция помогает минимизировать брак и сохранить целостность оборудования. Станки и линии оснащают датчиками, сигнализирующими о неправильно закрепленной детали или некорректно заданной программе.
QFD-анализ
Маркетинговый инструмент позволяет преобразовать пожелания и требования покупателей к продукту в его функции и свойства, то есть повысить клиентоориентированность. Аббревиатура расшифровывается как quality function deployment — «развертывание функции качества». Анализ используют, чтобы выявить ошибки позиционирования продукта, разработать стратегию продвижения.
Что можно улучшить внедрением лин-инструментов
У концепции бережливого производства много преимуществ:
- повышается лояльность покупателей к продукту;
- оптимизируется производство: ускоряются процессы, снижается процент брака;
- исчезает необходимость в содержании масштабных складских помещений;
- возрастает производительность труда;
- экономятся ресурсы ввиду сокращения издержек.
Большинство компаний отмечают достижение определенных результатов даже после введения 1–2 инструментов. Для эффективности важно правильно определить проблемы бизнеса: это может быть большой процент брака, непродуманная логистика или отставание от плана. Для подбора методик, которые будут работать, проводится диагностика текущей схемы производства или ведения проектов.
Способы внедрения
Сегодня Lean-философия внедряется не только на предприятиях, но и в управленческие бизнес-процессы, в сферу продаж и обслуживания. Процесс может сопровождаться проблемами: нужно оптимизировать этапы производства, обучить персонал управлять новым оборудованием, работать в команде. Внедрение чаще всего встречает сопротивление, поэтому важно интегрировать новый подход, не ломая систему. Для этого механизмы концепции бережливого производства вводят поочередно. Начинать лучше с шагов, помогающих улучшить этапы, где наблюдаются наибольшие просадки.
Инструмент, не требующий внедрения кардинально новых управленческих методов, — 5S. Он подходит для организации офиса или склада. Унификация рабочего места повышает производительность, а сотрудники, обеспеченные комфортным рабочим местом, меньше отвлекаются. Внедрение системы должно касаться всех должностей. Собственник или руководитель, показывающий личный пример команде, в большинстве случаев добивается успеха. Эффективно работает система поощрения и премирования, тогда как штрафы, наоборот, снижают мотивацию.
Второй инструмент, который успешно используют на офисных планерках, в рекламных, диджитал-агентствах, редакциях, — канбан-доски или приложения, основанные на этом принципе. Можно создать шаблон под управление продажами, наймом, регулярными задачами и проектами. Инструмент помогает сотрудникам видеть текущие задачи, расставлять приоритеты, а руководителю команды — контролировать выполнение и сроки.
Оптимизировать некоторые процессы помогает QFD-анализ, который может провести штатный маркетолог. Он выяснит, какие свойства товара или услуги важны для потребителя, а какие — нет, но при этом на них тратятся ресурсы. Например, если продукт продается в подарочной упаковке, но в ходе анализа выяснится, что большинство покупателей приобретает его для личного пользования, можно рассмотреть вариант более экономичной тары.
Основные трудности внедрения инструментов — долгий и сложный переход сотрудников на новую систему. В результате — дефицит кадров, возможные логистические проблемы со стороны поставщиков. Примеры успешных кейсов, однако, подтверждают эффективность этого метода оптимизации, несмотря на минусы. Для более гладкого перехода можно придумать способ мотивации сотрудников (например, премии или конкурсы), предоставить им обучающие методички, организовать практику в имитационной лаборатории.
Доказанная эффективность концепции делает востребованной профессию лин-коуча. Он помогает внедрить инструменты в рабочий процесс, снимает с руководителей и управляющих основной объем работ по анализу сильных и слабых сторон бизнеса. Опыт консалтинговых компаний, полученный при формировании успешных кейсов, позволяет решать проблемы. Например, мы подскажем вам методы мотивации и обучения сотрудников.
«Лин Вектор» помогает компаниям развиваться и совершенствоваться. Мы предлагаем разные инструменты повышения операционной эффективности: консалтинг, обучение, практику на фабрике процессов, бесплатные методические материалы.