Совершенствование методологии ОРМ при реализации программы в нефтегазодобывающей компании

В целях повышения квалификации и сокращения срока адаптации вновь принятых работников в крупной нефтегазовой компании в 2020 г. приступили к внедрению программы «Обучение на рабочем месте» (ОРМ). Ключевой ролью системы «Обучение на рабочем месте» (ОРМ) является инструктор, от его компетенции и подготовки зависит эффективность процесса обучения.

Оценка наставника складывается из опыта работы, профессионализма, авторитетности, дисциплинированности, коммуникабельности, желания обучать. В первых проектах внедрения ОРМ, инструкторов, из числа самых опытных работников, назначали руководители. Однако, не каждый опытный работник мог грамотно объяснить процесс выполнения операции согласно 4-м этапам обучения. Субъективный подход к выбору приводил к необходимости замены инструктора и его подготовку, на это затрачивалось дополнительное время и ресурсы.

Для исключения описанной проблемы при внедрении ОРМ на предприятии была усовершенствована методология в части подбора кандидатов в инструкторы. На этапе обучения консультантами «Лин Вектор» проводилась оценка работников нефтяной компании по 3 критериям: желание быть инструктором, навык обучения и уровень квалификации. Для оценки желания работника быть инструктором консультантами была разработана анкета мотивированности.

Оценка навыка обучения и коммуникабельность оценивалась по чек-листу на основе пробного обучения, которое кандидат в инструкторы проводил по макету. Уровень профессионализма рассчитывался, как средний уровень из матрицы квалификации. По итогам оценки каждый работник мог набрать 300 баллов. Исходя из итоговых оценок были выбраны лучшие кандидаты в инструкторы. Это позволило выявить наиболее талантливых работников, которые подходят на роль инструктора.

Второе улучшение методологии — разработка стенда ОРМ. В процессе обучения инструкторы подразделения столкнулись с проблемой, что им необходимо найти журнал, график обучения, матрицы квалификаций, которые размещались в кабинете мастеров. Поиск и ожидание мастера затягивали длительность процесса обучения.  Для устранения данной проблемы был разработан стенд ОРМ, который позволил создать единое пространство для инструкторов. На этом стенде размещены все необходимые документы для реализации обучения согласно методологии ОРМ: журналы, матрицы квалификации, чек-листы, памятки, график обучения. Также стенд является инструментом визуализации компетенций работников, что повышает стремление работников к росту профессионального развития.

Внедренные улучшения позволили повысить эффективность программы «Обучение на рабочем месте» и упростить процесс передачи внедренного инструмента руководителям компании.