RU EN

Какие компетенции востребованы в условиях цифровой экономики?

В последние годы на рынке труда наблюдается острый «кадровый голод», спровоцированный изменениями в экономике. По этой причине в будущем большая часть задач, связанных с выполнением повторяющихся, рутинных операций и не требующих высокой квалификации, будут автоматизированы и выполняться на основе искусственного интеллекта, либо с применением роботизированных технологий. На основе данных, полученных Оксфордским университетом в ходе исследований, переход к цифровизации может повлечь за собой в ближайшую четверть века исчезновение более чем 50% всех рабочих мест.     

Особое значение приобретает развитие необходимых компетенций, знаний и навыков для сотрудников компаний, способных работать в условиях глобальной цифровизации:

  • во-первых, это связано с быстрой адаптацией персонала в условиях изменчивой внешней среды и с повышением его конкурентоспособности на рынке труда.
  • во-вторых, владение подобными навыками обеспечит использование работниками новых цифровых возможностей, а значит, будет способствовать росту эффективности персонала и предприятий, развитию общества и экономики в целом.

Итак, какие навыки будут востребованы в условиях цифровой экономики?

Можно выделить три основных подхода к формированию востребованных компетенций в современных реалиях:

1. На первый план выходят поведенческие компетенции с точки зрения их важности.  В докладе на Всемирном экономическом форуме «TheFutureofJobs» были перечислены наиболее актуальные навыки на ближайший период:

— методы решения сложных задач и критическое мышление,

— взаимодействие с персоналом и управление им,

— эмоциональный интеллект,

— разработка и принятие эффективных решений,

— клиентоориентированный подход,

— эффективные переговоры,

— ориентация на новшества и умение реагировать на изменения в окружающей среде.

В предложенной модели не учитываются компетенции в области цифровизации, в связи с тем, что при переходе общества к цифровой трансформации возрастает роль поведенческих компетенций. Именно эти компетенции станут наиболее востребованы в информационном обществе ввиду того, что менее всего поддаются автоматизации и роботизации.

Для уверенного позиционирования себя на современном рынке труда и обеспечения личной конкурентоспособности необходимо на постоянной основе отслеживать изменения, касающиеся профессиональной сферы, совершенствовать свои знания и навыки. Таким образом, важным аспектом жизнедеятельности становится непрерывное обучение и совершенствование (lifelong learning), формирование условий, способствующих такому развитию.

2. Второй подход к востребованным компетенциям эпохи «Индустрия» 4.0, в отличие от первого, включает в себя наличие как поведенческих, так и цифровых компетенций. Так, BCG в своем докладе «Россия-2025: от кадров к талантам» представила целевую модель компетенций для достижения эффективности в современном мире. Выделенные когнитивные и социально-поведенческие группы навыков объединили подходы многих исследователей относительно актуальных компетенций, подходящих для большинства людей и видов деятельности.

Появление в модели BCG цифровых навыков обусловлено происходящими технологическими изменениями: цифровизация бизнес-процессов, возможности удаленных коммуникаций, расширение возможностей для удаленной работы и др. Интернет используется для работы и личных нужд, поэтому навыки анализа данных, работы с цифровыми устройствами, создания приложений и другие цифровые навыки будут жизненно необходимы.

3. Третий подход акцентирует внимание на освоении цифровых навыков. Существуют различные методики оценки цифровой грамотности населения, одна из которых состоит из 5 индикаторов:

— грамотность в области информационных технологий

— умение работать с ПК,

— грамотность в области медиатехнологий,

— развитые коммуникативные навыки,

— умение отслеживать и применять инновации в области новых технологий.

Так, по оценкам аналитического центра НАФИ, высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян, при этом у четверти взрослого населения цифровая грамотность остается на низком уровне. Россия сильно отстает в сравнении с аналогичными значениями в европейских странах.

Можно резюмировать, что наблюдаемая трансформация и цифровизация затронет практически все сферы деятельности. Цифровые навыки и владение информационно-коммуникативными технологиями с каждым годом будут наращивать свою востребованность. В противном случае развитие экономики страны и уровень ее конкурентоспособности не достигнут должного уровня.