RU EN
RU EN

Как сделать так, чтобы затраты компании сократились?

Одна из целей компании, функционирующей на рынке, является получение бОльшей прибыли. 

Из классического определения прибыли следует, что на ее величину влияют два показателя: объем выручки и затраты. Соответственно, рост прибыли возможен, если растет выручка через наращивание объемов производства, при условии, что на продукт (услугу) имеется достаточный спрос на рынке. Второй путь – сокращение затрат компании. Надо отметить, что в теории и практике менеджмента проблема сокращения затрат всегда является актуальной. При этом на решение данного вопроса имеется множество точек зрения. В рамках публикации остановимся на традиционном подходе к сокращению затрат и Лин-подходе.

Рис. 1. Традиционный подход к сокращению затрат

При традиционном подходе компании стремятся сократить свою затратную часть через снижение расходов (например, сокращение фонда заработной платы, сокращение расходов на сырье и материалы). Ситуация по сокращению расходов на сырье и материалы, кстати, очень распространена в повседневной бизнес-практике. Так, федеральные законы по торгам и закупкам рекомендуют компаниям осуществлять закупки у тех предприятий, которые предлагают самые низкие цены на свои продукты (услуги). При этом не учитываются (или имеют низкий вес) критерии, которые отражают опыт компании, качество ее продуктов и услуг. К чему это может привести? Ответ на этот вопрос рассмотрим на примере. Когда служба закупки компании, которая занимается сборкой двигателя, осуществляет выбор поставщиков запчастей, она, в первую очередь, ориентируется на снижение затрат. Соответственно, закупаются самые дешевые материалы, а такой подход в производстве неизбежно приведет к снижению качества готовой продукции. В некоторых случаях это влечет за собой переделку готового изделия (и, соответственно, увеличению сроков его изготовления), а в некоторых – к снижению лояльности со стороны потребителя из-за частых поломок уже во время эксплуатации двигателя.


Если мы говорим о снижении затрат в Лин-подходе, то надо сказать, что сокращение затрат не является ключевой целью и ориентиром компании, потому что в первую очередь она фокусирует внимание на таких показателях, как «качество» и «сроки». Важно делать качественно (без брака) и не тратить время на переделку (выполнять работу в срок). Это дает компаниям возможность сокращать затраты. Таким образом, в Лин-подходе ключевой ориентир – увеличение эффективности через баланс показателей качества, сроков, и затрат.

Рис.2. Лин-подход к сокращению затрат

Другой пример. Допустим на складе хранятся запасы на 100 млн руб., из них величина запасов на 20 млн – неликвид. Очевидно, что нужно избавиться от неликвида. Можно пойти традиционным (простым) путем и продать его. Но надо учесть, что такой подход к решению проблемы не гарантирует, что эта ситуация не повторится.  Более сложный путь потребует проведение анализа, выяснения того, где спрятаны причины сложившейся ситуации. Такой подход позволяет устранить корневые причины проблемы.

Итак, повышение прибыли компании возможно через увеличение выручки и через сокращение затрат. Но, как показывает практика, бездумное сокращение затрат может сломать существующую систему и привести компанию к непоправимым последствиям, поэтому лучше подойти к решению данного вопроса с умом.

Вас могут заинтересовать наши продукты
Комплексная трансформация компании (Развертывание системы непрерывных улучшений)
Реинжиниринг процессов
Мини-трансформация (описание, аналитика, оптимизация и стандартизация бизнес-процессов)

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам