Центры управления или центры хаоса?

В современных условиях жесткой конкуренции, высоких требований клиентов, руководство организаций должно быстро реагировать на проблемы и принимать решения, соответствующие стратегическим ориентирам.

Одним из подходов, который помогает менеджерам в этом — управление на основе анализа ключевых показателей эффективности (КПЭ). Данный подход, подкрепленный новыми технологическими возможностями, позволяет создать цифровые центры управления эффективностью.

Центры управления эффективностью позволяют:

  • Быстро решать возникающие проблемы, предвосхищать их появление;
  • Создать единую систему управления эффективностью процессов;
  • Повысить прозрачность принимаемых решений, исключить сокрытие проблем;
  • Анализировать деятельность в режиме реального времени на основе большого массива данных, что позволяет выбирать наиболее оптимальные решения в складывающейся ситуации.

Запуск в организации Центра управления эффективности требует высокого уровня цифровизации и готовности сотрудников к изменениям процессной модели функционирования организации. Ну и конечно, требуются большие инвестиции. Поэтому, подобные центры запускают в основном крупные компании.

В дочерних обществах ПАО «Газпром нефть» работают Центры управления добычей нефти и газа. В них используются передовые IT-решения с технологиями искусственного интеллекта, которые повышают эффективность производственных процессов. На основе большого массива данных ведется оперативное управление, а также осуществляется предиктивная аналитика.

В ПАО «Норникель» внедрена автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления обогатительной фабрики и горного комбината, которая позволяет вести постоянный автоматический мониторинг технологических процессов предприятия, регистрировать и оповещать оперативный персонал об отклонениях от оптимальных режимов работы.

В ПАО «КАМАЗ» работает Центр управления производством, обеспечивающий получение информации по цифровым показателям, а также производящий оценку общей картины обеспечения главного сборочного конвейера.

В правительстве Российской Федерации создан Координационный центр для обеспечения взаимодействия федеральных министерств и ведомств, регионов и организаций в режиме реального времени. Современная цифровая система управления инцидентами, система управления рисками социально-экономического развития, многоканальная система обратной связи от граждан, система анализа потоковых данных – ключевые элементы работы данного центра.

Существует множество других положительных примеров эффективного использования центров управления, когда, вся необходимая для принятия решений информация становится доступной и понятной.

Однако, не всегда трудоемкий процесс создания таких центров приносит ожидаемый эффект в виде повышения эффективности. Довольно часто такие центры становятся излишними надстройками, снижающими эффективность работы, создающими излишние барьеры и препоны. Вместо управления эффективностью организации получают неуправляемый хаос. И это горькая правда жизни.

Почему так происходит? Причины возникновения неэффективных центров управления:

  • В некоторых случаях такие центры создаются без пересмотра процессной модели функционирования, или этот пересмотр носит формальный характер. Нередки случаи, когда создание этих структур приводит просто к пересмотру должностей сотрудников, изменению их мест работы. Все остальное остается по-старому.
  • Не всегда организация готова в полной мере обеспечить работу такого центра всеми необходимыми ресурсами. Получается странная ситуация: цели поставлены, задачи распределены, но реализации нет. Не хватает ресурсов, отсутствуют четкие регламенты, нет необходимой ИТ-инфраструктуры. В итоге организация работает как прежде.
  • Создание центров вне контекста стратегических целей организации – еще одна ошибка при создании центров управления. Она создает два контура управления, которые конкурируют друг с другом, парализуя деятельность и не давая необходимого результата.

Как итог: требуется серьезная и слаженная работа команды для создания таких центров, необходимы носители лидерства, способные вдохновить сотрудников на новые подходы в работе, обязательна к применению выверенная технология реинжиниринга процессов и выстраивания новых систему управления.

Важно осознанно подойти к процессу создания центров управления, тщательно проработать все возможные риски и сценарии развития, тогда эффективность процессов организации выйдет на принципиально новый уровень.