LeanVector
8-800-200-11-17
Помогаем сильным стать еще сильнее

Материлы по Бережливому производству: книги, чек-листы, фильмы, аудиокниги
Заполнить анкету и получить бесплатный доступ

Доступ к материалам

Задать интересующие
вопросы Вы можете нашему менеджеру

info@leanvector.ru8-800-200-11-17

Лин Вектор. Проект "Набережные Челны - город устойчивого развития"Проект «Набережные Челны – город устойчивого развития» был инициирован с целью повышения эффективности деятельности предприятий и организаций города, а также повышения благосостояния его жителей.

Достижение этой цели возможно при условии развития предприятий, в которых горожане работают и чьими услугами и продуктами пользуются. Важным фактором повышения благосостояния граждан и удовлетворенности качеством жизни, является повышение клиентоориентированности бюджетных учреждений и сервисных организаций, услугами которых пользуются ежедневно люди.

Эта задача актуальна всегда и находится в фокусе внимания руководителей Республики и города. В рамках проекта «НЧ-ГУР» она реализуется при помощи методов и инструментов Лин. Лин (lean в переводе с англ. — бережливый, стройный, без ничего лишнего) - подход к организации бизнеса, предполагающий максимальную ориентацию на удовлетворение потребностей клиента и снижение непроизводительных потерь через вовлечение всего персонала в процесс улучшений. В России Лин-подход также называют «Бережливым производством».

Говоря о Лин в целом, можно сказать, что этот подход зарекомендовал себя как один из самых эффективных в менеджменте на сегодняшний день. Применение Лин-принципов и инструментов позволяет достичь прирост в показателях производительности, качества продукции/услуг, что в итоге приводит к получению ощутимого экономического эффекта. Все это достигается за счет трансформации культуры персонала компании, вовлечение всех сотрудников в систему непрерывных улучшений через поиск и устранение потерь.

Все мы слышали об успешном опыте внедрения Бережливого производства на крупных предприятиях, холдингах, корпорациях нашей страны, таких как ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, Росатом, Татнефть и др. Задача проекта «НЧ – ГУР» - апробировать Лин-подход на предприятиях-представителях малого и среднего бизнеса, а также на бюджетных учреждениях.

Всего в проекте приняло участие 17 компаний.

Были сформулированы основные задачи проекта:
1. Разработка и реализация пилотных проектов на предприятиях и в организациях города Набережные Челны.
2. Научно-методическое и кадровое обеспечение внедрения методики «Бережливое производство».
3. Тиражирование и углубление успешного опыта внедрения методики «Бережливое производство».

Реализация первой задачи проекта проходила по пяти этапам.
На первом этапе был проведен отбор Лин-тренеров (ответственных по Бережливому производству) из числа сотрудников предприятий-участников проекта. К личности будущего Лин-тренера предъявляются особые требования: это должен быть лидер, способный вести за собой, он должен обладать аналитическим мышлением, развитыми коммуникативными навыками, организаторскими способностями. Отбор проводился по результатам психологического тестирования и тестирования на знание принципов и инструментов Лин. В результате была сформирована группа будущих Лин-тренеров, которые должны стать проводниками Бережливого производства в своих компаниях.

На втором этапе группа прошла подготовку по программе «Лин-тренер. Базовый курс». Программа включала в себя имитационные игры в Лин-лаборатории Казанского Приволжского Федерального университета, практическую работу на примере процессов компаний участников с выходом в производство, бизнес-сессии, круглые столы и пр. У участников была уникальная возможность в ходе обучения познакомиться с предприятиями города, поделиться своим опытом и перенять опыт других предприятий. Уже на этом этапе компании-участники проекта начинали формировать план улучшений по выбранным для анализа процессам.

Лин Вектор. Подготовка лин-тренеров Лин Вектор: обучение лин-тренеров Лин Вектор: подготовка Лин-тренеров


Задачей третьего этапа было продумать и сформировать паспорт пилотного проекта по реализации Лин. Совместно с Лин-тренерами и руководителями компаний был проведен экспресс-аудит для определения текущего состояния развития Бережливого производства в компаниях по таким показателям как обученность и вовлеченность персонала, 5S в производстве и в офисе, быстрая переналадка, визуализация, клиентоориентированнность и др.
Затем, опираясь на результаты аудита совместно с Лин-тренерами и руководителями компаний были определены пилотные проекты, сформированы паспорта, в которых отражены целевые показатели и ожидаемые результаты проекта.

На четвертом этапе реализации проекта в каждой компании были сформированы межфункциональные рабочие группы из числа руководителей и специалистов и проведено их обучение по программе «Бережливое производство. Базовый курс». Весь инструментарий, предложенный тренерами, отрабатывался на практике. В ходе обучения проводилась практическая командная работа по анализу и оптимизации потоков, а также формулировке, анализу проблем, связанных с простоями оборудования, качества, производительностью.

На пятом этапе проходила собственно реализация пилотных проектов. Необходимо отметить, что воплощение в жизнь пилотного проекта – это зона ответственности внутренних Лин-тренеров компании. Задача консультанта в данном случае лишь направлять, инициировать изменения внутри компании.

Реализация пилотного проекта включала в себя несколько шагов. Начиналась она с разработки тактического плана проекта и согласования плана с руководством компании.

Затем был проведен сбор данных (проводились опросы потребителей, хронометражи, сбор статистики по качеству, простоям оборудования, травматизму и др.) и их анализ с целью выявления «узких мест», «точек роста». При помощи методов анализа и решения проблем участники проектов выходили на корневые причины проблем.

Далее были разработаны планы мероприятий для реализации намеченных улучшений. Приоритет отдавался тем, которые требуют минимум затрат и дают максимальный эффект за минимальные сроки.
Затем начиналась собственно реализация улучшений. Тренеры сопровождали реализацию улучшений в течение нескольких месяцев, контролировали так называемые «первые шаги».

Помимо этого велась работа по реализации системных улучшений, таких как постановка системы решения проблем, постановка системы оперативного управления, постановка системы вовлечения персонала в процесс непрерывного улучшения посредством кайдзен-предложений (предложений по улучшениям).

Получив первый опыт, команды проектов сформировали видение на ближайшие 1-3 года, которое включает реализацию комплексных мероприятий, таких как перестройка логистических систем, перестройка системы качества, автоматизация управления и др.

Такой проект как «Набережные Челны – город устойчивого развития» мог бы помочь предприятиям сделать следующие шаги на пути непрерывных улучшений. Т.к. в процессе реализации пилотного проекта приходит глубокое понимание существующих процессов, проблем в этих процессах, понимание того, куда стоит двигаться дальше. Однако, как показывает статистика, только порядка 20-30% подобных проектов действительно реализуются в срок и имеют на «выходе» запланированные результаты. Объясняется это тем, что путь улучшений сложен и требует высокой отдачи и от команды по улучшениям, и от всех сотрудников компании, и в первую очередь – от руководства.

В каждом реализованном проекте помимо экономического эффекта (снижение себестоимости, повышение производительности, снижения простоев и др.) есть «неэкономические» результаты, которые выражаются в повышении культуры производства, увеличении вовлеченности персонала.

Таким образом, проект «НЧ-ГУР» доказал, что проекты улучшений на принципах и инструментах Лин (Бережливого производства) дают результат при соответствующем вовлечении персонала компаний. Этот подход действительно эффективен. Его надо популяризировать, ему надо обучать. Наша ближайшая задача – тиражировать лучшие практики, полученные в рамках проекта на предприятия и учреждения аналогичных сфер деятельности. Это будет реализовано в форме практического бучения, посещения пилотных зон. На сегодняшний день формируется Ассоциация Лин-тренеров. Ее задача – развивать Лин-компетенции, изучать передовой опыт и развивать предприятия и учреждения. Также мы планируем тем, кто уже добился первых результатов в рамках проекта «НЧ-ГУР», помочь в реализации следующих шагов по повышению эффективности на принципах Лин. На сегодняшний день формируется такая потребность.

Необходимо подчеркнуть - без эффективного управленческого инструментария компаниям будет сложно развиваться и конкурировать на современном рынке. Один из основных подходов, зарекомендовавший себя на практике и действительно дающий результат, является Лин-подход. Мы должны его активно изучать и применять у себя. И кризис – самое время это делать!

Ведущий лин-коуч Хусаинов Марат, 
Ведущий лин-коуч Чупина Наталья 

Клиенты и Партнеры
  • РОСАТОМ
  • Калашников
  • Идея Комфорта
  • Магнолия
  • Пресскомпозит
  • Ростар
  • Иннокам
  • Камские поляны
  • НПО Сатурн
  • ТАТНЕФТЬ
  • Жилкомсервис
  • ИжГТУ
  • Начало
  • Akibank
  • РИАТ
  • ТПП РТ
  • ГАУЗ ТО
  • FordSollers
  • ТНГ-ГРУПП
  • ООО «Новый Дом» г.Ижевск