Предупрежден – значит вооружен.
Профессиональными тренерами не рождаются, ими становятся. Каждый тренер проходит путь к профессионалу через тернии. Страх перед аудиторией, ловушки, которые создают участники встречи, либо сам тренер по причине неопытности, незнания, неумения закаляют исключительно смелых духом.
Двадцатилетний стаж в этой роли сподвигнул нашего директора по развитию Наталью Чупину изложить на бумаге основные проблемы, с которыми сталкиваются большинство тренеров. Знание этих проблем позволяет нам предупреждать их.
То, на что повлиять легко и просто
К этой категории проблем отнесем все, что касается организации и обеспечения мероприятия:
- Не хватает раздаточного материала участникам обучения/встречи.
- Забыта последняя версия презентации.
- Не установлены драйвера/не запускается видео.
- Нет проектора/сломался/не включается/нет четкого изображения.
- Не подходит разъем к ноутбуку.
- Сели батарейки в слайдере.
- Нет воды для участников обучения.
- Неподходящая аудитория для обучения.
- Не хватает столов/стульев.
- Не пишут маркеры.
Этот перечень можно продолжать долго. Все эти проблемы можно решить благодаря проработке процесса подготовки обучения и разработке чек-листа, который позволяет организаторам обучения «не забыть». Не забыть отработать с представителями Заказчика, не забыть организовать команду тренеров, не забыть собрать «чемоданчик тренера» со всем необходимым для проведения мероприятия, какие бы нюансы не случились.
Проблемы, связанные со структурой, методами и формами обучения
- Участники обучения не заинтересованы в тренинге.
- Обучение заканчивается «ничем». На выходе обучения не получен ожидаемый результат.
- Не хватает времени для выдачи запланированного материала, либо материал заканчивается раньше запланированного времени окончания обучения.
- Участники обучения и сам тренер не удовлетворены обучением и его результатами.
Любое обучение можно сделать незабываемым событием для его участников, и для обучающихся и для самого тренера. Но надо понимать, что главной действующей фигурой является все же тренер. Он сценарист и режиссёр. Каждое обучающее мероприятие состоит из трех этапов: подготовки, самого обучения и завершения. Важно всем трем этапам уделить должное внимание. Продуманная структура, четкий тайминг, правильно подобранные и сбалансированные методы и формы обучения позволят сделать любое обучение результативным, а сам процесс легким и интересным. В своей практике мы весь цикл обучения условно делим на 20 минут и каждые 20 минут меняем форму подачи материала.
Проблемы, связанные с психологией
- Страх «сковывает сознание», сложно сосредоточиться, расслабиться, настроиться на позитивную волну.
- Не хватает энергии на весь цикл обучения.
- Участники не активны, не отвечают на вопросы, не участвуют в выполнении практических заданий.
- Участники обучения спорят с тренером и друг с другом.
- Участники начинают задавать вопросы «не по теме» и «уводить в сторону».
Чтобы преодолеть обозначенные трудности тренеру нужны более глубокие знания особенностей обучения взрослых людей, психологии их поведения, а также навык настройки и управления своим эмоциональным состоянием.
Нужно помнить, что настроение группы в большей степени зависит от настроения тренера. При правильной подготовке содержания и правильном эмоциональном настрое, тренер может создать благоприятную почву для формирования качественных знаний и удовлетворенности участников обучения. Самый большой враг всех выступающих – это страх, который не только делает мучительным процесс для самого тренера, но и создают напряженную атмосферу для всех остальных. В нашей Школе операционной эффективности мы готовим и своих тренеров, и внутренних тренеров для наших клиентов. Формируем навык управления эмоциональным состоянием, навык управления групповой динамикой, навык работы с особенными участниками. Также в ходе самого обучения создаем результативные тренинги с проработанной структурой, подобранными формами и методами обучения.