RU EN
RU EN

Диагностика процессов в кросс-функциональных группах

В настоящее время в каждом дочернем обществе компании ПАО «Газпром нефть» реализуются проекты, направленные на повышение операционной эффективности процессов. Как правило, все процессы, содержащие потенциал улучшений, являются кросс-функциональными.

Справка: Кросс-функциональным называется процесс, в котором участвуют несколько подразделений (от англ. cross-functional – межфункциональные).

С точки зрения процессного управления, именно на такие процессы в конечном счете должна быть нацелена диагностика, поскольку именно на «стыках» функциональных взаимодействий разных подразделений и кроются самые большие проблемы, следовательно, есть большой потенциал улучшения.

Для иллюстрации кросс-функциональных проблем часто используют метафору силосной башни -«functional silo». Здесь имеется ввиду следующая аналогия: после того, как крестьянин заложил скошенное сено в силосную башню, добраться он может только до небольшой части этого богатства — до верхнего слоя. Точно так же ресурсы, информация, знания, процедуры в иерархически организованной компании оказываются «погребены» в недрах функциональных подразделений — большая часть этого богатства недоступна для потребителей из других подразделений и не работает на достижение целей компании в целом.

Обычно 99% проблем, выявленных в ходе диагностики организации, не могут быть устранены одним менеджером. Для решения необходима команда менеджеров, чьи полномочия и экспертные знания в совокупности могут обеспечить выработку и реализацию наиболее эффективного решения.

Одним из успешных примеров решения кроссфункциональных проблем является проект, реализованный в 2019 году в одном из активов ПАО «Газпром нефть».

Для диагностики были определены два процесса: «Строительство ГТМ» (от планирования, до запуска скважины, включая бурение и освоение) и полный цикл «Зарезки бокового ствола» (от планирования и подготовки территории, до запуска скважины).

По результатам диагностики сформирован пул проблем, требующих решения (более 120 проблем по каждому кросс-функциональному процессу). Каким образом можно их решить?

Как правило, сложные проблемы в операционном бизнесе лежат на стыке функциональных подразделений. Для решения этих проблем необходима совместная работа нескольких департаментов или функциональных подразделений.

Командой проекта была предложена идея решения кросс-функциональных проблем в рассматриваемых процессах в формате проведения сессий «Круглых столов» с участием:

  • представителей смежных департаментов из КЦ;
  • подрядных организаций;
  • руководителей подразделений заказчика;
  • участников рабочих групп.

Данная идея была поддержана лидерами функций блока капитального строительства, блока бурения и внутрискважинных работ и генеральным директором.

Кросс-функциональные сессии «Круглых столов» были проведены по процессу «Строительство ГТМ» и «Зарезка бокового ствола». Весь пул проблем по каждому процессу был приоретизирован и сгруппирован по пяти направлениям (подпроцессам). Участники сессии, закрепленные за пятью столами, разрабатывали мероприятия по своим направлениям. Дальнейший шаг — обмен столами (метод «автобусной остановки») и выработка мероприятий на каждый подпроцесс.

Положительные стороны сессий: разносторонние участники руководители из КЦ и рядовые сотрудники обсуждают проблемы на ровне и выносят командные решения, выработка креативных идей на проблемы которые казались бы не разрешимыми.

Зоны развития: необходима вторая часть подобных сессии, где бы производилось ранжирование мероприятий и закреплялись ответственные за реализации, с целью исключения длительных согласований.В результате сессий выработан пул мероприятий из организационных решений (более 50) и проектов повышения эффективности (более 60 проектов). Определен достижимый потенциал процессов.

Есть вопросы? Готовы ответить, напишите нам