- Сфера деятельностиОбразование
- РегионРеспублика Татарстан
Цель проекта:
- Сформировать навыки по основным Лин-инструментам повышения операционной эффективности.
- Сформировать навык анализа и решения проблем.
- Сформировать знания основ процессного управления, проектного управления, управления изменениями, клиентоориентированности, систем вовлечения персонала.
- Сформировать базовые знания и умения по проведению тренингов и работы с группой
Закончился очередной десятидневный практический курс обучения Навигаторов в «Школе операционной эффективности».
Навигатор (Лин-тренер) – это внутренний «агент изменений», который обладает навыками реализации системы непрерывных улучшений и развертывания проектов на уровне отдельного процесса. Умеет применять базовые Лин-инструменты, способен управлять группой и передавать знания на базовом уровне.
Тема первого дня «Введение в Бережливое производство. Введение в процессное управление». Обучающиеся познакомились с методикой внедрения элементов Бережливого производства на предприятии. Обучение началось с практики – имитации реальных бизнес-процессов и проектной деятельности. В ходе практики разбиралось понятие ценности и потерь, эффективности процесса. После практической части участники обучения были поделены на группы для разработки процессной модели и приоритизации процессов.
Второй день обучения прошел под темой «Введение в проектное управление. Постановка системы оперативного управления». Проектное управление позволяет объединить в одно целое линейное управление компанией (операционная деятельность) с управлением проектами (проектная деятельность). Это уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение взаимосвязанных действий, для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений. В ходе обучения были визуализированы проблемы и рассмотрены темы:
- Введение в проектное управление по циклу DMAIC;
- Разработка проектной документации;
- Построение схемы SIPOC;
- Определение показателей процесса;
- Постановка системы оперативного управления на основе КПЭ.
Три дня будущие Навигаторы изучали тему «Повышение операционной эффективности».
Проекты повышения операционной эффективности направлены на улучшение показателей, наиболее значимых для конкретного производства – снижение себестоимости, повышение производительности труда, сокращение сроков выполнения работ, рост качества продукции, уменьшение запасов или используемых площадей.
На протяжении трех дней рассматривались подтемы:
- Методы анализа и решения проблем.
- Инструменты анализа проблем. Матрица приоритетов.
- Управление потоком на примере производственных процессов.
- Картирование потока создания
- Обучение на рабочем месте по методике TWI.
- Управление компетенциями.
- Анализ и оптимизация операций. Стандартизация.
- Выравнивание.
- Балансировка
Шестой день обучения был посвящен повышению эффективности использования оборудования. Рассматривались такие темы, как «Всеобщее обслуживание оборудования (TPM)» и «Быстрая переналадка (SMED)».
TPM – это система, направленная на максимизацию эффективности использования оборудования на протяжении всего срока его эксплуатации. Это система, работающая на принципах Стандартизации, Опережения и Организованности, включающая в себя работу всех заинтересованных лиц с целью обеспечить правильность настройки, доступность оборудования, а также сооружений, и самое важное – процессов производства.
Быстрая переналадка (SMED) – это операция настройки машины или оборудования, с целью производства широкой номенклатуры продукции.
Седьмой день был посвящен повышению эффективности управления запасами и процессам планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления.
Этот подход ориентирован на создание системы, позволяющей увеличить количество вовремя выполненных заказов, сократить издержки производства, уменьшить объем брака, сократить объем незавершенного производства, сократить склады сырья и готовой продукции, повысить реактивность производства, увеличить вовлечение персонала в оптимизацию процессов организации.
Следующая рассмотренная тема – это «Повышение эффективности офисных процессов»
Участники изучили управление потоком на примере офисных процессов, создали свою карту потока создания ценности, оценили текущее состояние и определили основные резервы.
Картирование потока создания ценности является одним из первых инструментов в создании системы повышения эффективности производства и офиса, который позволяет объективно оценить ситуацию, взглянуть на производственные процессы «сверху», выявить потери и наметить пути улучшения. В процессе картирования формируются навыки анализа потока, выбора оптимальных инструментов Бережливого производства для повышения эффективности процессов.
Последние дни обучения Навигаторов в Школе операционной эффективности были посвящены теме «Базовые навыки тренерской деятельности».
Обучающиеся, совместно с консультантами «Лин Вектор», рассмотрели зоны роста и развития тренера, разработали технологию преподнесения обратной связи, а также проанализировали структуру своих выступлений. На практическом занятии подробно разобрали презентационные умения тренера – голос, интонацию, зрительный контакт, мимику, жесты и управление пространством.
В ходе практического занятия сформирован навык визуального сопровождения на флип-чарте, разработки плана-схемы тренинга с учетом законов групповой динамики, разработки брифа по снятию запроса на проведение обучения.
Школа операционной эффективности – это система курсов для всех категорий персонала, которая позволяет организации полноценно развиваться и повышать операционную эффективность. Программа курса включает в себя выходы в зону рабочих процессов, выполнение практических заданий и кейсов, а также самостоятельное выполнение группами проектного задания, цель которого провести реальные улучшения на своих рабочих местах.
Продолжительность курса Навигатор (Лин-тренер) – 1,5 месяца, из них:
- 10 дней практического обучения в учебном центре «Лин Вектор»,
- 1 месяц – выполнение проекта при поддержке тренера,
- Защита проекта – сертификация и выдача удостоверения о повышении квалификации.
Смотрите видео о практической части курса: