RU EN

Трансформация системы управления в нефтегазодобывающих компаниях

Повышение операционной эффективности компании в значительной степени зависит от производительности управляющих процессов. Цифровые решения в этой области позволяют упростить процесс обработки информации и принятия управленческих решений.

«Вектор: Эффективность» – это программа класса EPM (Enterprise Performance Management), которая была разработана специалистами «Лин Вектор» для нефтегазодобывающего предприятия. Она основана на принципах каскадирования стратегических целей предприятия и представляет собой целостную концепцию, которая включает в себя взаимосвязанные процессы, их показатели и системы управления задачами сотрудников в цикле непрерывных улучшений.

Управление процессами, по целям и ключевым показателям эффективности не является чем-то новым. Процессы предприятия представляют собой регулярно выполняемую сотрудниками работу, качество и количество которой становятся измеряемыми с помощью ключевых показателей эффективности (КПЭ), настроенных в системе.

КПЭ – это числовые показатели деятельности (результативность и эффективность), которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса. Инструмент проверен практикой во многих отраслях. Но зачастую эти показатели статичны в течение длительного периода (квартал, полугодие, год). Что это значит? Это значит, что информация о целевых ориентирах поступает в конце контролируемого периода и теряет свою актуальность, потому что решения, основанные на «устаревшей» информации, не помогут исправить сложившуюся ситуацию.

Для того, чтобы избежать этого, необходима система «раннего предупреждения», которая позволяет выявить отклонения на ранней стадии и принять необходимые решения вовремя.

Первое, что помогает увидеть проблему на ранней стадии – это  каскадирование ориентиров от стратегических целей предприятия до показателей процессов, подразделений и задач сотрудников. Так, исполняя свои персональные задачи, сотрудник видит, как он влияет на выполнение показателей подразделения и эффективность процессов, а также понимает свой вклад в достижение стратегических целей Компании.

В настоящее время в системе определены и настроены каскад КПЭ и процессы первого и второго уровней. Для настройки системы потребовалось:

1.       определить подпроцессы – деятельность, которую нужно и можно измерить с помощью КПЭ.

2.       определить ключевые показатели процессов и источники для автоматической загрузки данных в систему с необходимой периодичностью.

3.       выбрать участников (исполнителей) процессов и поставить им задачи, направленные на реализацию стратегии.

Автоматизированная загрузка значений ключевых показателей (при подключении к существующим системам) позволила осуществлять мониторинг показателей в ежедневном режиме, выявлять отклонение показателей от целевых значений и оперативно принимать управленческие решения. Также она дает возможность разрабатывать корректирующие мероприятия непосредственно в системе и сразу назначать исполнителей мероприятий (задач) по реализации улучшений.

Программа позволяет увидеть, сколько сотрудников включены в кросс-функциональную команду, насколько эффективно они справляются с поставленными задачами. Становится видно в каких процессах участвует конкретный сотрудник, какова его зона ответственности – задействован ли он в 1- 2-х процессах или 20-ти процессах. В результате руководителю виден вклад сотрудника, и его усилия при выполнении поставленных задач не остаются незамеченными.

Важно понимать, что помимо мониторинга и оценки текущей деятельности предприятия необходимо интегрировать в данную систему показатели, оценивающие ход реализации инвестиционных проектов длительностью 3-5 лет. Эти показатели необходимы для прогнозирования деятельности предприятия в условиях меняющейся рыночной ситуации. В результате ожидается повышение эффективности ситуационного планирования, учитывающего множества факторов влияния, а также вероятность изменения макропараметров, условий налогообложения, внешних и внутренних ограничений.

Существенным эффектом от разработки кастомизированной цифровой платформы стала синергия от глубокого погружения персонала в процесс повышения эффективности деятельности как своего, так и смежных подразделений. Активное вовлечение сотрудников предприятия в процесс создания и тестирования данной системы повысили лояльность коллектива и позволили снизить барьеры сопротивления при внедрении организационных изменений, необходимых для дальнейшего повышения операционной эффективности предприятия.