Что такое имитационные игры?
Имитационная игра — это метод группового обучения, при котором образовательные результаты достигаются посредством создания экспериментальной (игровой) ситуации, отражающей реальную бизнес-ситуацию.
Почему имитационные игры?
Имитационные игры позволяют сотрудникам изучать современные методы и инструменты в безопасной и контролируемой среде. Это не только развивает ключевые компетенции, но и позволяет быстро и эффективно применять полученные знания на практике.
Как это работает?
Представьте себе, что вы можете протестировать рабочий процесс в «лаборатории», прежде чем внедрять изменения в реальную производственную линию. С помощью игровых симуляций сотрудники погружаются в процесс, реализуют изменения, делают ошибки и учатся на них без риска для компании.
История создания имитационных игр
Считается, что предком современных имитационных игр является игра в шахматы. Шахматная партия имитирует как бы битву двух армий.
1664 год – “Королевская игра”
Первый шаг к современной военной игре был сделан в 1664 году. Так называемая “королевская игра” была основана на принципах шахматной игры, но в отличие от обычных шахмат имела ряд более реальных черт, которые напоминали военные действия. Каждый из двух противников имел по тридцать фигур, ходы которых описывались четырнадцатью правилами.
1780 год – “Военные шахматы”
Второй шаг в приближении шахмат к военным играм был сделан в 1780 году. Начиная с этого времени для подготовки офицеров использовались так называемые “военные шахматы”. В отличие от “королевской игры” эта игра имела ряд особенностей: число квадратов на шахматной доске увеличилось, на ней стали отражаться детали рельефа местности. Было заменено и значение фигур: намного короля поставлена крепость, которую надо было захватить; правила ходов пехоты соответствовали шахматным правилам ферзя – самой сильной фигуры в шахматах. Правила игры были описаны математическими формулами.
1798 год – “Новая военная игра”
Третий (решающий) шаг был сделан в 1798 году. “Новая военная игра” впервые вместо шахматной доски использовала географическую карту, которая разбивалась на 360 квадратов координатной сетки. Шахматные фигуры, которые двигались по географической карте, представляли собой военные отряды. Правила игры были подробно изложены на 60 страницах.
1811 год – Свободные имитационные игры
Первая попытка применения “свободных имитационных игр” — это “проигрывание” предстоящих битв Наполеоном. Он пользовался не шахматными фигурами, а иголками с разноцветными головками, которые накалывались на географическую карту и обозначали местоположение военных отрядов.
Важный шаг к современной игре был сделан в 1811 году, когда был совершен решающий переход от шахмат и географической карты к изображению местности на ящике с песком. С этой игры начинается длительный период использования ящика с песком в военных играх. В настоящее время такой способ имитации применяется при подготовке военных кадров во всем мире.
1932-1936 годы – Применение в СССР
Метод имитационных игр применительно к производственно-хозяйственным организациям был впервые использован в Советском Союзе. Первая управленческая игра была создана и испытана в 1932 году в Ленинграде М. М. Бирштейн.
Позже, в 1936 году, управленческая игра, названная организационно-производственным испытанием, был создан и испытан в Ленинградской промышленной академии им. С. М. Кирова М. М. Бирштейн и являлась организационной и технической базой проведения лабораторных экспериментов на Ленинградской ткацкой фабрике “Красный ткач”.
Деловая игра “Красный ткач” была создана для тренировки студентов вузов и руководящего фабрично-заводского персонала. Игра была рассчитана на 5 дней. Между участниками игры распределялись должности руководителей производства (директор фабрики, его заместители, начальники специальных служб и начальники цехов). В игре учитывались такие факторы, как наличие сырья, загрузка оборудования и простои, невыходы рабочих.
1970-80 годы – Всплеск деловых игр
В 1970-80 годы в нашей стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия «человеческий фактор» как ведущего в эффективной организации производства, что где-то на 10 лет отстало от фундаментального западного понятия «человеческий ресурс».
В этот период появляются целые школы обучающих игр: школа В.К.Тарасова (Таллин), эмоционально-игровая методика Е.В. Гильбо (Ленинград), ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились ВУЗы. Насчитывается более 1000 различных видов обучающих игр.
Признаки имитационной игры
Имитация реальной действительности в учебном процессе с помощью модели.
Участники игры распределяются по ролям, в соответствии с которыми организуется их взаимодействие друг с другом (партнерство, противодействие, соревнование).
Вводится различие интересов у участников игры, которое может принимать форму конфликта.
Обязательно наличие общей игровой цели у всего коллектива участников.
Учитывается вероятностный характер деятельности. Вероятность в игре появляется в связи с неполнотой информации, введением аварий, сбоев и т. д.
Игра воплощается в «цепочку решений», каждое из которых зависит от предыдущих, так и от соседних, т. е. принятых партнёрами.
В игре используется гибкий масштаб времени: сжатый или растянутый в зависимости от обстоятельств. Сжатый масштаб времени позволяет «проигрывать» много циклов деятельности за короткое учебное время. Растянутый масштаб времени, напротив, допускает возможность разделить цикл и рассмотреть его с большей детализацией.
Деятельность игроков и игровых коллективов обязательно оценивается, для чего создаётся специальная система оценки.
В игре устанавливается система стимулирования, которая способствует появлению у участников игры реального интереса.
Классификация имитационных игр
1. По характеру моделируемых ситуаций
Игра с соперником (борьба сторон)
Моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или воздействия друг на друга различных систем.
Игра с природой
Моделируется процесс управления в условиях вероятностного поведения окружающей среды или управляемого объекта.
Игра-тренировка
Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации. Отрабатываются навыки в принятии оперативных решений, а также механизмы взаимодействия отдельных звеньев системы.
2. По продолжительности игровой имитации
Игры постоянного применения
Это многоцикличные игры по анализу и решению проблем, имеющих тенденцию к непрерывному изменению своих характеристик во времени (например, развитие производственной базы, изменение номенклатуры производственной продукции).
Временные игры
Это игры, решающие ситуацию эпизодического характера (например, упорядочение организационной и функциональной структуры организации, решение различных проблем в период обучения).
Разовые игры
Решают проблемы отдельных, изолированных ситуаций (например действия работников в условиях пожара). Могут быть использованы в учебном процессе для изучения и конкретизации отдельных тем.
3. По методу проведения
Игры первого типа
Различают два типа деловых игр: игры без взаимодействия групп обучающихся и с взаимодействием. В играх первого типа все группы выступают в одинаковом качестве. Например, группы выполняют функции отделов материально-технического снабжения, перед которыми стоит одна и таже цель – снабжение завода сырьем. Исходные данные и первоначальные условия для всех одинаковы. Группы соревнуются между собой в достижении поставленной цели наиболее экономичным путем.
Игры второго типа
Игры второго типа строятся на взаимодействии групп, причем группы могут быть как однородными, так и неоднородными (например группы, представляющие разные функциональные службы). Взаимодействие групп может выражаться в товарно-денежном отношении (продажи) или носить характер согласований частных интересов при выработке общего решения (игры-совещания).
Алгоритм разработки имитационных игр
Создание имитационной игры – сложный процесс, требующий систематического подхода
Этапы имитационной игры
Укрупненно деловую игру можно разделить на 3 этапа: подготовительный, игровой, заключительный.
1. Подготовительный этап
Подготовительный этап включает изготовление таблиц, макетов, плакатов и других атрибутов игры и игровых документов, теоретическую подготовку, контроль необходимого минимума знаний, подбор и расстановку участников игры, инструктаж, выбор участниками режима работы.
2. Игровой этап
Игровой этап подразделяется на ряд периодов, количество которых определяется особенностями каждой конкретной деловой игры. Игровым периодом принято считать цикличеcки повторяющуюся часть игрового времени, охватывающую эксперимент, а совокупность игровых периодов с подготовительным и заключительным этапами образует партию игры. Каждый период учебной деловой игры должен быть нормирован по времени, и одна из задач руководителей игры – организовать контроль за соблюдением временного режима.
3. Заключительный этап
На заключительном этапе проводится обсуждение результатов игры, положительных и отрицательных моментов в работе команд, выясняются причины достижения тех или иных игровых результатов, оформляется окончательный отчет о проделанной работе, подводятся общие итоги соревнования команд с целью совершенствования деловой игры; осуществляется послеигровое анкетирование участников.
Современные имитационные игры
Имитационная игра «Система управления эффективностью»
Игра “Система управления эффективностью” направлена на обучение участников основам системного подхода к управлению эффективностью организации. Участники смогут лучше понять, как правильно устанавливать и отслеживать ключевые показатели эффективности, а также разрабатывать стратегии для достижения поставленных бизнес-целей на основе дерева-драйверов.
Цель игры
Сформировать понимание взаимосвязи данных, которые формируются в компании при выполнении производственного плана, умение принимать решения на основе данных, выстраивать систему управления эффективностью на основе КПЭ и целей планов.
Формируемые компетенции:
- Понимание сущности системы управления эффективностью
- Навык разработки, каскадирования и мониторинга ключевых показателей эффективности
- Навык формирования системы управления эффективностью и использования его для контроля показателей и выработки решений
- Умение строить и использовать дерево драйверов для проверки гипотез по принимаемым решениям
Имитационная игра «Строительство»
Имитационная игра имитирует поток строительства объектов, управляется одним прорабом. Задача – выстроить процесс таким образом, чтобы построить все объекты при минимальных затратах. Игра состоит из 4-х раундов.
В рамках игры участники решают задачу по повышению эффективности потока строительства с помощью инструментов. Между каждым раундом преподаватель проводит обучение по методам и инструментам бережливого строительства, которые студенты применяют на практике и оценивают их эффективность.
Результат:
Понимание потока строительства, проблем, ограничений и возможностей в процессах строительства. Умение идентифицировать потери и проблемы в потоке строительства, вырабатывать решения по их исключению, реализовывать изменения и оценивать их эффективность.
Имитационная игра «Управление потоком»
Имитационная игра “Управление потоком” направлена на обучение участников принципам управления производственным потоком и оптимизации производства. Участники научатся эффективно управлять материальными потоками, временем выполнения заказов и ресурсами.
Цель игры
Сформировать компетенции управления производственным потоком, такие как выравнивание потока, балансировка загрузки операций, выстраивание вытягивающей системы обеспечения комплектующими.
Формируемые компетенции:
- Повышение эффективности производственных процессов с использованием цикла проектной логики
- Идентификация и сокращение потерь
- Организация эффективных рабочих мест по системе 5С
- Оперативное управление процессом
- Управление потоком строительства (анализ потока, поиск «узких» мест, применение принципов оптимизации)
- Стандартизация
Имитационная игра «Управление складом»
Имитационная игра “Управление складом” является отличным способом для обучения и практики навыков управления в логистике. Она позволяет участникам развивать важные компетенции в условиях, близких к реальным бизнес-условиям, и обеспечивает возможность для практического применения полученных знаний.
Цель игры
Имитационная игра “Управление складом” предназначена для обучения участников основам эффективного управления складскими процессами, оптимизации логистики, повышению качества работы с товарными запасами и развитию навыков командной работы.
Формируемые компетенции:
- Повышение эффективности складских логистических процессов с использованием цикла проектной логики
- Процедура проведения ABC и XYZ анализа
- Анализ оборачиваемости и аудит запасов
- Система управления запасами
- Повышение эффективности процессов склада
- Оптимизация пространства склада
- Реализация адресного хранения на складе
Имитационная игра «Управление оборудованием»
Имитационная игра “Управление оборудованием” создает уникальную возможность для практического обучения и развития навыков в сложной и динамичной обстановке, отражающей реальные условия работы в производстве.
Цель игры
Имитационная игра “Управление оборудованием” предназначена для обучения участников эффективному управлению оборудованием в производственной среде, оптимизации процессов эксплуатации и обслуживания, а также развитию навыков принятия решений в условиях неопределенности и нехватки ресурсов.
Формируемые компетенции:
- Понимание основных задач управления эффективностью оборудования, знание направлений и возможностей по повышению эффективности оборудования
- Понимание концепции системы ППР и ТО
- Методы решения проблем
- Практические навыки применения инструментов системы Всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ) и Автономного обслуживание
- Быстрая переналадка
Имитационная игра «Эффективный офис»
Имитационная игра “Эффективный офис” направлена на обучение участников принципам управления офисными процессами.
Цель игры
Сформировать компетенции повышения эффективности офисных процессов, в том числе умения идентифицировать и исключать потери, балансировать загрузку сотрудников, формировать решения по цифровизации.
Формируемые компетенции:
- Повышение эффективности офисных процессов с использованием цикла проектной логики
- Идентификация и сокращение потерь
- Организация эффективных рабочих мест в офисе по системе 5С
- Оперативное управление процессом
- Управление офисными процессами (анализ процесса, поиск «узких» мест, применение принципов оптимизации)
- Стандартизация