В условиях конкурентного рынка и сложных производственных процессов вопросы вовлечения персонала в процессы совершенствования становятся ключевыми для устойчивого развития компаний. Важнейшим фактором вовлеченности является нематериальная мотивация.
Компания «Лин Вектор» реализовала масштабный проект по выявлению особенностей нематериальной мотивации сотрудников в одном из крупнейших международных нефтегазовых холдингов (Россия и СНГ, Европа, Ближний Восток, Юго‑Восточная Азия).
Задачи проекта
- Изучить мнение персонала об эффективности текущей системы мотивации.
- Определить ведущие виды мотивации среди сотрудников.
- Выявить приоритеты в материальных и нематериальных стимулах.
- Собрать предложения по совершенствованию мотивационных программ.
- Определить демотивирующие факторы, влияющие на развитие персонала.
Методология исследования
Исследование базировалось на понимании мотивации как процесса, направляющего поведение сотрудников и позволяющего удовлетворять их потребности. В фокусе — аспекты нематериальной мотивации:
- Психологический климат, способствующий инновациям и инициативам.
- Признание со стороны руководства и коллег.
- Возможности обучения, развития и карьерного роста.
- Уровень вовлеченности в достижение целей компании.
- Улучшение условий труда и иные нематериальные факторы.
Перечисленные параметры легли в основу анкет и ключевых показателей анализа.
Этапы реализации проекта
- Подготовка и адаптация анкет. Учет специфики дочерних обществ, перевод материалов.
- Согласование анкет с HR‑службами. Обсуждение и утверждение форм и содержания.
- Планирование графика. Координация сроков опросов во всех обществах.
- Формирование списков участников. Репрезентативная выборка.
- Проведение опросов. Сбор данных с участием локальных представителей и ИТ‑системы.
- Индивидуальные отчеты. Детальный анализ по каждому обществу.
- Сравнительные отчеты. Общие и уникальные тенденции по странам и регионам.
Результаты и выводы
- Сформированы мотивационные профили и предпочтения в каждом дочернем обществе.
- Определены ключевые факторы удовлетворенности и эффективности персонала.
- Выявлены демотивирующие факторы, препятствующие развитию сотрудников.
- Подготовлены рекомендации для проектирования программ нематериальной мотивации.
Ключевые факторы для руководителей
Россия и СНГ |
Европа |
Ближний Восток |
Юго‑Восточная Азия |
|---|---|---|---|
1) Выезд в другие дочерние общества для изучения лучших практик 2) Продвижение по карьерной лестнице 3) Стажировка в другой компании, ротация |
1) Продвижение по карьерной лестнице 2) Выезд в другие дочерние общества для изучения лучших практик 3) Участие в проектах, требующих творчества, креатива, экспериментов, лидерства |
1) Стажировка в другой компании, ротация 2) Выезд в другие дочерние отделения для изучения лучших практик 3) Продвижение по карьерной лестнице |
1) Участие в стратегических сессиях с топ‑менеджментом 2) Выезд в другие дочерние общества для изучения лучших практик 3) Стажировка в другой компании, ротация |
Ключевые факторы для ИТР (инженерно‑технические работники)
Россия и СНГ |
Европа |
Ближний Восток |
Юго‑Восточная Азия |
|---|---|---|---|
1) Профессиональная переподготовка 2) Выезд в другие дочерние общества для изучения лучших практик 3) Продвижение по карьерной лестнице |
1) Продвижение по карьерной лестнице 2) Участие в проектах, требующих творчества, креатива, экспериментов, лидерства 3) Выезд в другие дочерние общества для изучения лучших практик |
1) Выезд в другие дочерние отделения для изучения лучших практик 2) Продвижение по карьерной лестнице 3) Состоять в резерве и регулярно развивать компетенции |
1) Продвижение по карьерной лестнице 2) Выезд в другие дочерние общества для изучения лучших практик 3) Профессиональная переподготовка |
Ключевые факторы для рабочих
Россия и СНГ |
Европа |
Ближний Восток |
|---|---|---|
1) Внеочередное повышение разряда или класса 2) Профессиональная переподготовка 3) Вручение благодарностей и сувенирной продукции |
1) Внеочередное повышение разряда или класса 2) Профессиональная переподготовка 3) Участие в проектах, требующих творчества, экспериментов |
1) Профессиональная переподготовка 2) Звание «Лучший работник» 3) Вручение благодарностей и сувенирной продукции |
Заключение
Диагностика эффективности нематериальной мотивации позволила не только оценить текущие практики, но и предложить решения, основанные на реальных потребностях сотрудников в разных странах. Глубокий аналитический подход экспертов «Лин Вектор» стал основой для создания персонализированных, культурно адаптированных систем мотивации, повышающих производительность, улучшающих психологический климат и раскрывающих потенциал на всех уровнях бизнеса.