Системное развитие
2024 год стал важной вехой в работе крупного холдинга по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава в Республике Казахстан. В рамках стратегии повышения операционной эффективности бизнеса было принято решение о развертывании Операционной системы, обеспечивающей непрерывное развертывание и улучшение всех процессов.
Операционная система – не просто набор инструментов для повышения эффективности, это выстроенная стройная модель последовательного развития предприятий, входящих в Холдинг. Она позволяет структурировать процесс развития, определить четкие и понятные цели на этом пути, подобрать наиболее оптимальные алгоритмы и способы совершенствования всех аспектов деятельности.
Специалистами по развитию была проведена подготовительная работа по изучению работы аналогичных систем на предприятиях-лидерах России и СНГ в различных отраслях.
Как это работает
В Операционной системе выделено 5 уровней развития, характеризующих зрелость того или иного актива. Сама организация работы Операционной системы подразумевает последовательное движение каждого актива (предприятия) Холдинга от одного уровня к следующему.
Уровни развития:
Начальный уровень развития
Этап освоения базовых принципов и методологии
Начальная практическая реализация инструментов
Уверенное владение и эффективное применение
Непрерывное совершенствование и инновации
Направления оценки зрелости актива:
Управление по показателям, культура производства, оценка и развитие компетенций сотрудников, управление операционной деятельностью, гибкость, вовлечение персонала
Управление изменениями, управление трудоемкостью, управление материалами и потоками, оптимизация себестоимости, эргономика
Организация эффективного рабочего пространства 5S, балансировка персонала, обеспеченность ТМЦ, стандартизированная работа, непрерывные улучшения
Автономное обслуживание, стандартизация работы, управление загрузкой и балансировка оборудования, ТОиР оборудования
Входной контроль, управление качеством компонентов, бездефектное производство, контроль процессов, управление несоответствиями, метрология
Культура безопасности, безопасное выполнение работ, охрана труда
Работа с поставщиками, снижение себестоимости, логистика, управление приемкой, размещением и хранением
Стандартизация и унификация, подтверждение соответствия и испытания выпускаемой продукции
Каждый элемент Операционной системы детально описан, сформированы требования к каждому элементу в разрезе уровней зрелости – всего более 900 требований.
Внедрение Операционной системы
Конечно, недостаточно сформировать архитектуру и описать Операционную систему, важно обеспечить ее реальную закрепленность в работе Компании.
Модель развертывания:
- Уровень Управляющей компании: определен ответственный руководитель за развитие Операционной системы
- Уровень подчиненных Обществ: определены руководители, совмещающие эту роль с базовым функционалом
- Уровень активов: ответственность возложена на руководителей и заместителей
Инструменты управления:
- Для каждого актива разработана дорожная карта развития Операционной системы
- Регулярно проводится диагностика уровня зрелости
- По итогам корректируется дорожная карта, обновляются цели
- Разрабатываются тактические планы реализации
Первые результаты
Апробация Операционной системы прошла в режиме анализа и улучшения процессов ремонта и обслуживания железнодорожного подвижного состава – локомотивов и вагонов.
Результативность и эффективность этой работы была подтверждена всеми участниками процесса – от топ-менеджеров до рабочих.