Факторный анализ и функционально-стоимостной анализ

Определение, применение и эффективность.

В современном бизнес-мире, перенасыщенном информацией и статистическими данными, зачастую возникают вопросы: на что обратить внимание в первую очередь? Что и каким образом на самом деле влияет на решаемую проблему? Правильный ли путь мы выбрали в решении поставленных задач и повышении операционной эффективности?

Одним из инструментов в решении данных вопросов является применение факторного анализа и функционально-стоимостного анализа.

Факторный анализ – многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки.

Идею факторного анализа впервые высказал Ф. Гальтон в начале XX века в связи с «туманной» проблемой, в психологии, индивидуальных различий и сходства индивидуумов.

В основе анализа лежит изучение степени влияния определенных факторов на исследуемый объект. К примеру, что влияет на объем производства гипсокартонного листа?

Что нам это дает? Во-первых, сам процесс определения факторов нередко заставляет иначе посмотреть на проблематику и открывает новые грани и возможности. Во-вторых, определение степени влияния способствует нахождению тех самых 20% факторов, которые в итоге оказывают наибольшее влияние на развитие и повышение эффективности производства.

В описанном примере производства гипсокартонного листа применение факторного анализа позволило рабочей группе более широко взглянуть на поставленную задачу и в результате было определено, что на сегодняшний день наибольший резерв скрывается в борьбе с простоями конвейерной линии, возникающей из-за внешних факторов. Стоит отметить, что ранее данный фактор даже не рассматривался на предприятии и, тем более, не оценивалось его влияние на конечный результат, на общую эффективность и на улучшение показателей в производстве.

Применение факторного анализа в работе с себестоимостью изготавливаемой продукции получило настолько ошеломительный эффект, что образовалось новое направление – функционально-стоимостной анализ.

Функционально-стоимостной анализ является методом системного исследования с целью поиска баланса между себестоимостью и функционалом. Основной целью применения данного инструмента в повышении операционной эффективности является оптимизация себестоимости изготавливаемой продукции без ущерба для полезности последнего.