Главная»База знаний»Блог эксперта»Бережливый подход

Бережливый подход

Бережливый подход

Бережливое производство - это подход, который доказал свою эффективность на практике. Большинство производственных компаний успешно разворачивают программы улучшений в своих компаниях на принципах Лин. Не менее эффективен этот подход и в сфере услуг.

Сегодня Лин-подход внедряют: госструктуры, школы, больницы, почтовые отделения, библиотеки, страховые компании и даже вооруженные силы и полицейские подразделения. Результаты изменений в этих структурах ощущает каждый из нас. Что же в этом подходе уникального? По большому счету – ничего. Это набор инструментов и методов, понятных и доступных на уровне здравого смысла.


Надо понимать, что это не панацея по решению всех проблем. Это хороший инструмент в руках умелого управленца. Насколько эффективно будет использован инструмент, в первую очередь зависит от руководителя и его команды.

Чтобы добиться серьезных результатов, нужна высокая самоотдача. Лин-подход, при кажущейся легкости реализации, встречает большое сопротивление персонала. Работа по анализу и улучшению процессов трудоемка. Проще всего просто приходить на работу, делать привычное с 8 до 17 и идти спокойно домой. Работа по улучшению предполагает постоянный анализ, работу в команде. Это в 10 раз сложнее, чем простое «функционирование».


Именно поэтому, много компаний, начав Лин-трасформацию, «сдаются» в какой-то момент. Но те, которые изо дня в день работают над улучшениями, становятся лидерами в своей сфере. По нашему опыту, самый важный фактор эффективности Лин-изменений – это лидерство. Тогда, когда сам собственник или первый руководитель инициирует изменения, проходит обучение, участвует в проектах по улучшению, изменения действительно происходят быстро и успешно.

В то же время, реализация (внедрение) Бережливого подхода – не самоцель. Принципы, и методы Лин направлены на улучшение основных показателей предприятий/учреждений. Обычно мы оперируем показателями в рамках направлений "качество", "своевременное исполнение заказов" («срок»), "затраты", "безопасность труда", "культура производства".

На входе наших проектов какие резервы мы видим в разрезе данных показателей?


Как правило, это длительные процессы обработки заказов, ошибки, низкая клиентоориентированность и на выходе – неудовлетворенный клиент.


Например, опыт внедрения Лин в медицине (Бережливой медицины) говорит о том, что время на добавление ценности для пациента в общем потоке зачастую не превышает 1 %. (в амбулаторном лечении порядка 0,2%). Зачастую работники учреждений считают, что основным источником потерь является сам клиент, а именно его безответственность. Именно поэтому в рамках проектов мы работаем и с потребителями услуг, вовлекаем в процесс улучшений, повышаем информированность, а в какой-то степени и ответственность за результат. Успех реализации изменений возможен только в том случае, когда каждый участник будет понимать свою роль в процессе.

Применение инструментов бережливого подхода дает возможность на начальных стадиях процессов исключить возможные потери и повысить эффективность процесса.

В большинстве случаев для анализа и улучшения процессов оказания услуг не требуется внедрения сложных дорогостоящих систем. Многие проблемы и их решения лежат на поверхности. По статистике именно таких «несложных» с точки зрения решения проблем большинство, а именно порядка 70%. В конечном итоге это значительные резервы повышения клиентоориентированности учреждений, сокращения ошибок в работе персонала, повышение доступности оборудования, и, самое главное, повышение удовлетворенности клиентов.

Ведущий лин-коуч
Чупина Наталья

Вам может быть интересна технология реализации проекта по развитию Бережливого производства.

Вверх